СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональный интеллект

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект как один из аспектов развития личностного потенциала в младшем школьном возрасте.

Эмоциональный интеллект — это способность чувствовать, понимать и обдуманно использовать силу эмоций как источник энергии, информированности и влияния. Роберт Купер

Ключевые принципы развития личностного потенциала: путь к саморазвитию. Развитие личностного потенциала является важной составляющей для нашего роста и успеха. Для достижения этих целей необходимо придерживаться некоторых ключевых принципов, которые помогают нам раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя. Один из таких принципов – это эмоциональный интеллект.

В последние десятилетия в средствах массовой информации довольно часто встречаются понятия «эмоции», «чувства» и «эмоциональный интеллект». Начиная с 1990-х гг. концепция эмоционального интеллекта как альтернатива традиционно понимаемому интеллекту (обозначаемому как IQ) становится широко популярной в психологии. Проблему эмоциональных способностей, эмоционального и социального интеллекта весьма активно исследуют зарубежные и отечественные ученые. На мой взгляд, наиболее обстоятельный анализ имеющихся (и надо признать, пока немногочисленных) современных подходов к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке представлен в работе Е.А. Сергиенко, И.И. Ветровой (Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика). Их же идеи выступают фундаментом разрабатываемых концепций эмоционального интеллекта, разработанные в рамках исследований социального интеллекта. Способность выстраивать информацию и принимать решение в условиях высокой неопределенности и дефицита информации является функцией интеллекта, а эмоциональная сфера накладывает отпечаток на воспринимаемую/передаваемую информацию.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать, контролировать и выражать свои эмоции, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми. Развитие эмоционального интеллекта помогает нам строить глубокие и смысловые отношения, улучшает коммуникацию и способствует личностному и профессиональному росту.

В основе теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо) лежит идея о единстве эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом подразумевается способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни. Согласно концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева, личностный потенциал — это способность управлять своими способностями, которая проявляется в решении трёх типов задач: выбирать в ситуации неопределённости, достигать цели, когда она обозначена, сохранять себя в ситуации угрозы. От уровня развития личностного потенциала зависит, сможет ли человек быть одновременно успешным и счастливым.

У первоклассников преобладающим типом мышления является наглядно-образное, и при решении учебных задач они опираются на реальные предметы и мысленные образы, но процесс обучения стимулирует развитие словесно-логического мышления. Это даёт возможность общаться с детьми с использованием понятий, переходить к обобщениям и более активно работать со словарём эмоций. Кроме того, младший школьный возраст — это сензитивный период формирования эмоционального интеллекта. Дети эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, рефлексии, контролю эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. В это время у детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний, таких как мысли, убеждения, представления и знания, что позволяет им делать более глубокие оценки человеческих поступков. Понимание эмоциональных состояний может служить важным проводником в развитии более сложных представлений. Поэтому младший школьный возраст является важным этапом эмоционального развития детей.

В работе могут быть использованы, в том числе следующие цифровые ресурсы, разработанные специалистами благотворительного фонда «Вклад в будущее»:

  1. Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе. Комплект состоит из набора карточек для индивидуальной и групповой работы в ходе занятий, но может быть использован также для организации другого содержательного детского досуга.

  2. Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала

Хрестоматия (vbudushee.ru)

Материалы хрестоматии, куда включены 300 художественных произведений, подскажут, как развивать личность ребёнка, читая и анализируя литературу. Книги помогут юным читателям понять, как справиться с неприятными эмоциями и общаться с другими. Произведения способствуют развитию эмпатии, социально-коммуникативных навыков, усвоению морально-нравственных норм.

  1. Онлайн-курс для родителей «Семья на эмоциях: как понять своего ребёнка»

Семья на эмоциях - как понять своего ребенка (vbudushee.ru)

Курс поможет узнать больше о собственных эмоциях и эмоциях своего ребёнка, а также подскажет, как научить своих детей использовать этот уникальный ресурс развития личностного потенциала.

  1. Развивающий просмотр мультфильмов Онлайн-кинотеатр «Ноль плюс»

Смотрим вместе - онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» (zeroplus.tv)

Специальным образом отобранные мультфильмы проектов «Смотрим вместе» и «Эмоциональный интеллект для детей» помогут родителю понять, как в привычном и понятном ребёнку материале увидеть инструмент социально-эмоционального развития.

Меняются требования времени и чтобы быть успешным и счастливым, недостаточно обладать предметными знаниями, необходимы метакомпетенции, которые позволят человеку совершать осознанный выбор, достигать целей и сохранять себя, своё здоровье в ситуации повышенного стресса. Для решения актуальных трудностей в системе образования и ответа на вызовы современности требуются изменения не только формата взаимодействия в школе, но и содержания обучения.