Городское методическое объединение педагогов-психологов
«Как не ошибиться в выборе профессии»

Когалым, 2012
Основные ошибки в выборе профессии.
При выборе профессии существуют некоторые типичные ошибки:
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Часто жизнь складывается так, что профессию приходится менять. И даже когда профессия остается неизменной –происходит смена должности, места работы, условий труда и профессиональных
обязанностей. Кроме того, почти каждая профессия подразумевает непрерывное повышение квалификации, переучивание, посещение курсов и т.п.
Бытующие мнения о престижности профессии.
В обществе существуют стереотипы и предрассудки в отношении многих профессий. Например, не стоит думать, что по окончании юридического факультета вас обязательно ждет высокооплачиваемая должность в престижной адвокатской конторе. Вернее всего – все эти должности уже заняты, а вас ждут вакансии только в милиции. Профессия юриста несколько менее престижна, чем принято
считать.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Никогда и ничего не стоит делать «за компанию». Вы можете выбрать ту же профессию, что и ваш друг, но только если эта профессия нравится вам самому. Профессию вы выбираете для себя,
а не для него!
4. Перенос отношения к человеку – представителю профессии на саму профессию.
Например, ваш классный руководитель – очень хороший, душевный, отзывчивый человек. И вы настолько его цените и уважаете, что тоже хотите стать учителем. А у вас действительно есть педагогические способности? У вашего учителя они явно есть, но вы – не он! Хорошо
относится к человеку и правильно выбрать профессию – вещи совершенно разные.
5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. Работа артиста – это цветы, поклонники, внимание и любовь публики, наконец, высокие гонорары… Но это чисто внешняя сторона профессии. А сущность профессии артиста – ежедневный многочасовой упорный труд, репетиции, заучивание ролей, эмоциональные срывы, творческие кризисы…
И продолжать любить профессию артиста, несмотря на все это – редкий талант.
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Если тебе нравится, например, школьный курс математики – это
не значит, что нужно непременно становиться математиком. «Математических» профессий много: бухгалтер, экономист, программист, социолог… А какие профессии стоят за другими
школьными предметами?
7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.
Рабочие специальности связаны с грубым физическим трудом, не требуют специального образования, а только «бери больше, кидай дальше…» - эта точка зрения справедлива для начала XX века. На самом деле, в сфере производства непрерывно внедряются новые технологии, сложная техника, станки и оборудование, требующие
инженерного образования
.
8. Неумение, отсутствие привычки разбираться в себе, своих личных качествах.
Это умение само собой не возникнет, навыки самопознания необходимо развивать. А что делать, если в себе еще не разобрался, а профессию выбирать уже приходится? Самый разумный выход – обратись к психологу.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков.
Существуют профессии, которые вам противопоказаны, которые могут ухудшить ваше состояние здоровья.
ПОДХОДИТЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ – ОСОЗНАННО!