СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Энергетический обмен"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Энергетический обмен.   Этапы энергетического обмена.

Цель:

1.Сформировать у учащихся представление о значении АТФ в организме и познакомить с этапами синтеза АТФ.

2.Продолжить формирование общеучебных умений сравнивать, выделять главное, делать выводы.

3.Продолжить формирование научного мировоззрения для восприятия целостной картины мира.

Тип урока: комбинированный

методы: словесно-наглядный

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Энергетический обмен"»

Государственное учреждение образования











УРОК БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ

«Энергетический обмен – катаболизм.

Этапы энергетического обмена».












Подготовила:

Учитель биологии и химии

Ралкова Ю.В.

\










2016


Тема: Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.

Цель:

  1. Сформировать у учащихся представление о значении АТФ в организме и познакомить с этапами синтеза АТФ.

  2. Продолжить формирование общеучебных умений сравнивать, выделять главное, делать выводы.

  3. Продолжить формирование научного мировоззрения для восприятия целостной картины мира.

Тип урока: комбинированный

методы: словесно-наглядный

Ход урока:

1 Проверка д/з.

На доске:

И – анаболизм.

Д – нуклеотид.

О – урацил.

Т – фосфорная кислота.

Я – метаболизм.

И – комплементарность.

О – дезоксирибоза.

Н – аденин.

Х – рибоза.

Р – катаболизм.

  1. Совокупность реакций обмена веществ в организме (Я).

  2. Как иначе называется пластический обмен (И).

  3. Реакции расщепления сложных веществ до простых с выделением энергии (Р).

  4. Что является мономером нуклеиновых кислот (Д).

  5. Какое азотистое основание входит в состав АТФ (Н).

  6. Какое азотистое основание заменяет тимин в молекуле и-РНК (О).

  7. Какой пятиуглеродный углевод входит в состав молекулы АТФ (Х).

  8. Какой углевод входит в состав нуклеотида ДНК (О).

  9. 3 остатка, какого вещества входят в состав молекулы АТФ (Т).

  10. Какой принцип лежит в основе правила Чаргаффа (И).


Читаем получившееся слово справа налево. Что получилось? Какой буквы не хватает?

Должно получится слово митохондрия.

У кого нет ошибок – 5.

1 или 2 ошибки – 4.

До 5-ти ошибок – 3.

Более 5-ти ошибок – 2.

Поднимаем руки. Листочки сдаём.

Слово митохондрия у нас получилось не напрасно и в конце урока вы мне объясните, почему я остановила свой выбор на ней.


2. Изучение нового.

А) Сегодня мы приступаем к изучению одной из наиболее сложных тем курса, основные положения которой будут вынесены на зачёт.

В конце урока мы должны будем знать:

1. Значение АТФ

2. Этапы синтеза АТФ.


Процессом противоположным синтезу является диссимиляция – совокупность реакций расщепления. Во время разрушения высокомолекулярных соединений выделяется энергия, необходимая для всех реакций биосинтеза.

Т. Катаболизм – физиолого–биохимические процессы, направленные на расщепление органических веществ, в ходе которых выделяется энергия.


Б) Фронтальный опрос.

- Зачем организмам необходима энергия? (рост, дыхание, питание и т.д.)

- Откуда организмы её могут получить? (питательные вещества)

- Какие питательные вещества вам известны? (белки, жиры, углеводы)

- Какие из них являются источниками энергии? (углеводы – основные, а жиры – дополнительные)

- Могут ли белки выполнять энергетическую функцию? В каком случае? (да, но только при истощении)

- Какие функции белков считаете главными? (строительная, каталитическая и т.д.)

- Рационально ли тратить белки на получение энергии? (нет)


Углеводы – главный источник энергии в клетке. Самый известный углевод – глюкоза.

При расщеплении глюкозы в клетках образуется особое вещество АТФ.

- Какое вещество мы называем сокращённо АТФ? (аденозинтрифосфорная кислота)

- Какая из формул отражает структуру АТФ? (нужно выбрать на доске)

- Каким веществам соответствуют другие формулы? (ДНК, РНК)


При отщеплении от АТФ одного остатка фосфорной кислоты выделяется 40 кДж теплоты

и АТФ превращается в АДФ. Запаса АТФ в мышцах хватает только на 20-30 сокращений. Поэтому в клетках идёт постоянный процесс синтеза АТФ.


В) Сейчас мы будем знакомится с этапами катаболизма. В конце вы должны будете ответить на вопрос.

- Какой этап энергетически наиболее ценен?


Т. СИНТЕЗ АТФ.


1 этап. Подготовительный.

Идёт в лизосомах.

Полимеры расщепляются до мономеров.

Энергия рассеивается в виде теплоты.

Итог: 0 молекул АТФ

2 этап. Гликолиз (бескислородное расщепление)

(Если в клетках микробов или растений – брожение).

Идёт в цитоплазме.

Каскад из 10 последовательных реакций, каждая из которых катализируется особым

ферментом.

С6Н12О6+2АДФ+2Н3РО4=2С3Н6О3+2АТФ+2Н2О

Сначала получается пировиноградная кислота (С3Н4О3), но потом восстанавливается молочная кислота (С3Н6О3)

40% энергии сохраняется в форме АТФ

60% энергии рассеивается в виде тепла.


Итог: 2 молекулы АТФ

3 этап. Дыхание (кислородное расщепление).

Идёт на мембранах митохондрий(они непроницаемы для ионов и целые).

- Вспоминаем строение митохондрий

Н2О=Н++ОН-


О2+4е+4Н+=2Н2О АТФ -

ОН- ОН- ОН - АДФ+Н3РО4 Н+

С3Н6О3 +3Н2О=3СО2+12Н Н-е=Н+

ОН- ОН- ОН- Н+

С3Н6О3+3Н2О=3СО2+12Н

Н+ +

Н+ Н+ Н+ Н+ Н+

Окружающая среда.


3Н6О3+6О2+36АДФ+36Н3РО4=36АТФ+6СО2+42Н2О

55% энергии сохраняется в форме АТФ

45% энергии рассеивается в виде теплоты.

Итог: 36 молекул АТФ.

Пробуем самостоятельно составить суммарное уравнение синтеза АТФ


С6Н12О6+6О2+38АДФ+38Н3РО4=38АТФ+6СО2+44Н2О

Итог: 38 молекул АТФ.


3. Закрепление.

- Какое значение имеют митохондрии в процессе синтеза АТФ?

- Какой процесс энергетически наиболее ценен?

4. Домашнее задание.

Эту тему будем закреплять ещё и на следующем уроке, поэтому задание следующее.

Рассмотреть наиболее подробно 3 этап синтеза АТФ. Составить устно план характеристики данного этапа.