Государственное учреждение образования
УРОК БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ
«Энергетический обмен – катаболизм.
Этапы энергетического обмена».
Подготовила:
Учитель биологии и химии
Ралкова Ю.В.
\
2016
Тема: Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о значении АТФ в организме и познакомить с этапами синтеза АТФ.
Продолжить формирование общеучебных умений сравнивать, выделять главное, делать выводы.
Продолжить формирование научного мировоззрения для восприятия целостной картины мира.
Тип урока: комбинированный
методы: словесно-наглядный
Ход урока:
1 Проверка д/з.
На доске:
И – анаболизм.
Д – нуклеотид.
О – урацил.
Т – фосфорная кислота.
Я – метаболизм.
И – комплементарность.
О – дезоксирибоза.
Н – аденин.
Х – рибоза.
Р – катаболизм.
Совокупность реакций обмена веществ в организме (Я).
Как иначе называется пластический обмен (И).
Реакции расщепления сложных веществ до простых с выделением энергии (Р).
Что является мономером нуклеиновых кислот (Д).
Какое азотистое основание входит в состав АТФ (Н).
Какое азотистое основание заменяет тимин в молекуле и-РНК (О).
Какой пятиуглеродный углевод входит в состав молекулы АТФ (Х).
Какой углевод входит в состав нуклеотида ДНК (О).
3 остатка, какого вещества входят в состав молекулы АТФ (Т).
Какой принцип лежит в основе правила Чаргаффа (И).
Читаем получившееся слово справа налево. Что получилось? Какой буквы не хватает?
Должно получится слово митохондрия.
У кого нет ошибок – 5.
1 или 2 ошибки – 4.
До 5-ти ошибок – 3.
Более 5-ти ошибок – 2.
Поднимаем руки. Листочки сдаём.
Слово митохондрия у нас получилось не напрасно и в конце урока вы мне объясните, почему я остановила свой выбор на ней.
2. Изучение нового.
А) Сегодня мы приступаем к изучению одной из наиболее сложных тем курса, основные положения которой будут вынесены на зачёт.
В конце урока мы должны будем знать:
1. Значение АТФ
2. Этапы синтеза АТФ.
Процессом противоположным синтезу является диссимиляция – совокупность реакций расщепления. Во время разрушения высокомолекулярных соединений выделяется энергия, необходимая для всех реакций биосинтеза.
Т. Катаболизм – физиолого–биохимические процессы, направленные на расщепление органических веществ, в ходе которых выделяется энергия.
Б) Фронтальный опрос.
- Зачем организмам необходима энергия? (рост, дыхание, питание и т.д.)
- Откуда организмы её могут получить? (питательные вещества)
- Какие питательные вещества вам известны? (белки, жиры, углеводы)
- Какие из них являются источниками энергии? (углеводы – основные, а жиры – дополнительные)
- Могут ли белки выполнять энергетическую функцию? В каком случае? (да, но только при истощении)
- Какие функции белков считаете главными? (строительная, каталитическая и т.д.)
- Рационально ли тратить белки на получение энергии? (нет)
Углеводы – главный источник энергии в клетке. Самый известный углевод – глюкоза.
При расщеплении глюкозы в клетках образуется особое вещество АТФ.
- Какое вещество мы называем сокращённо АТФ? (аденозинтрифосфорная кислота)
- Какая из формул отражает структуру АТФ? (нужно выбрать на доске)
- Каким веществам соответствуют другие формулы? (ДНК, РНК)
При отщеплении от АТФ одного остатка фосфорной кислоты выделяется 40 кДж теплоты
и АТФ превращается в АДФ. Запаса АТФ в мышцах хватает только на 20-30 сокращений. Поэтому в клетках идёт постоянный процесс синтеза АТФ.
В) Сейчас мы будем знакомится с этапами катаболизма. В конце вы должны будете ответить на вопрос.
- Какой этап энергетически наиболее ценен?
Т. СИНТЕЗ АТФ.
1 этап. Подготовительный.
Идёт в лизосомах.
Полимеры расщепляются до мономеров.
Энергия рассеивается в виде теплоты.
Итог: 0 молекул АТФ
2 этап. Гликолиз (бескислородное расщепление)
(Если в клетках микробов или растений – брожение).
Идёт в цитоплазме.
Каскад из 10 последовательных реакций, каждая из которых катализируется особым
ферментом.
С6Н12О6+2АДФ+2Н3РО4=2С3Н6О3+2АТФ+2Н2О
Сначала получается пировиноградная кислота (С3Н4О3), но потом восстанавливается молочная кислота (С3Н6О3)
40% энергии сохраняется в форме АТФ
60% энергии рассеивается в виде тепла.
Итог: 2 молекулы АТФ
3 этап. Дыхание (кислородное расщепление).
Идёт на мембранах митохондрий(они непроницаемы для ионов и целые).
- Вспоминаем строение митохондрий
Н2О=Н++ОН-
О2+4е+4Н+=2Н2О АТФ -
ОН- ОН- ОН - АДФ+Н3РО4 Н+
С3Н6О3 +3Н2О=3СО2+12Н Н-е=Н+
О
Н- ОН- ОН- Н+
С3Н6О3+3Н2О=3СО2+12Н
Н+ +
Н+ Н+ Н+ Н+ Н+
Окружающая среда.
2С3Н6О3+6О2+36АДФ+36Н3РО4=36АТФ+6СО2+42Н2О
55% энергии сохраняется в форме АТФ
45% энергии рассеивается в виде теплоты.
Итог: 36 молекул АТФ.
Пробуем самостоятельно составить суммарное уравнение синтеза АТФ
С6Н12О6+6О2+38АДФ+38Н3РО4=38АТФ+6СО2+44Н2О
Итог: 38 молекул АТФ.
3. Закрепление.
- Какое значение имеют митохондрии в процессе синтеза АТФ?
- Какой процесс энергетически наиболее ценен?
4. Домашнее задание.
Эту тему будем закреплять ещё и на следующем уроке, поэтому задание следующее.
Рассмотреть наиболее подробно 3 этап синтеза АТФ. Составить устно план характеристики данного этапа.