СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)»



План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Абулашева С.А

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)


Цели занятия:


Образовательная:

сформировать знания о развитии европейской культуры и науки в XVII-XVIII веках, эпохе Просвещения, главных направлениях развития, выдающихся представителях.

  Развивающая:

  • уметь характеризовать главные направления развития культуры и науки в Европе в XVII-XVIII веках, выделять основные идеи главных деятелей Просвещения.

Воспитывающая:

  •   азвивать интерес к культурному наследию европейской цивилизации.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала


1. В чем состояли причины революции во Франции?

2. Как началась революция? Какие изменения произошли во Франции в 1789 —1791 гг.?

3. Как во Франции была провозглашена республика? Почему начались войны Франции с европейскими странами?

4. Когда и почему к власти во Франции пришли якобинцы? Какую политику они проводили? Почему террор стал главным средством политики якобинцев? Каковы результаты правления якобинцев?

5. В чем причины термидорианского переворота? Какую политику проводила Директория?

6. Как к власти во Франции пришел Наполеон Бонапарт?



III. Изложение нового программного материала


Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)


IV. Закрепление пройденного материала.

V. Подведение итогов урока.

1.Что представляет собой эпоха просвещения?.

2. Какая страна считается родиной просвещения?

3. Каких великих мыслителей вы знаете?


VI. Выдача задания на дом

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок________________________________________________________

Тема:  Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни. В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк(1632–1704).

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А что бы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Бентам (1748–1832).

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Основные течения в европейской культуре XVII-XVIII вв.:

- господство стиля «барокко» (слово означает «странный, причудливый»). Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурами

- классицизм – обращение к античности.

- сентиментализм – резко выступал против классицизма, противопоставлял ему изображение внутренних переживаний человека

- романтизм –


Писатели:

Джонатан Свифт – «Путешествия Гулливера»

Даниель Декфо – «Робинзон Крузо»

Пьер Огюстен Бомарше – «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»

Фридрих Шиллер – немецкий поэт, «Разбойники», «Коварство и любовь»

Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт

Композиторы:

Иоганн Себастьян Бах

Людвиг ван Бетховен

Вольфганг Амадей Моцарт


Развитие науки:

С начала XVII века наука активно развивалась. Складывается научная картина мира, ее основы заложили ученые Фрэнсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие. С начала XVIII века наука превращается в производительную силу общества. Зарождается рационализм – вера в силу человеческого разума.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономистов. Один из представителей Адам Смит считал, что богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосостоянию. Большую роль играет свободная конкуренция. Капиталистическое общество состоит из рабочих, капиталистов, землевладельцев.

На рубеже XVII-XVIII веков Европа вступила в эпоху Просвещения. Просвещение – это идейное движение, выступавшее за торжество разума, образования, науки.

Представители Просвещения: Вольтер, Монтескьё, Жан Жак Руссо.

Распространение идей Просвещения способствовало утверждению новых ценностей, освобождению сознания людей от влияния религии, понимания важнейшей роли науки в развитии человечества.