Эпоха Средневековья
Выполнила
Учитель музыки и МХК
МБОУ СОШ №9
Погосова А.Ю.
Г-к. Кисловодск
Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация – переход к Новому времени. Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в
середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода буржуазную революцию в Англии. Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 – начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья.
Характеристика эпохи Средневековья
- В данный период происходило формирование европейской цивилизации. В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии – парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно.
- Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье (IV—1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X—XIII века) и Позднее Средневековье (XIV—XV века).
Раннее Средневековье
Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
Свадьба Юстиниана I и Феодоры. VI век. Мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне
Высокое Средневековье
- В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла церковь, которая развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». Возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, Развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура.
Запечатлённая на знаменитом гобелене из Байе битва при Гастингсе — судьбоносное для истории Англии сражение, в котором норманны одержали победу над англо-саксами
Позднее Средневековье
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой
Столетняя война
Живопись
- В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусства. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.
- Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». В отличие от мастеров Древнего Египта, античности или позднейшего Нового времени, средневековые художники не преследовали задачу живого сходства образа с оригиналом. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков
Иконопись
- Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.
- Наиболее популярными иконами в Средневековье были изображение Богоматери и изображение Христа. В России в это время писал иконы Андрей Рублёв.
Театр
- В Средневековье театр все так же пользовался большой популярностью и востребованностью. Можно сказать, что его общественное положение практически не изменилось. Театральное средневековое действо разделилось на две отрасли. Первая – площадной театр, который своим существованиям был обязан бродячим актерским труппам, колесившим по городам и собиравшим толпы народа на городских рынках и площадях. В таких представлениях участвовали, в основном, трубадуры и жонглеры. Спектакли на площадях высмеивали феодалов, церковных представителей и других знатных недобросовестных персон. Неудивительно, что этот вид средневекового театрального искусства не пришелся по вкусу «сильным мира сего». Поэтому данное занятие считалось позорным и греховным.
Что касается второй разновидности театра, то к ней были более благосклонны представители церкви и знатные особи. Мистерии – это своеобразная трактовка евангельских сюжетов на сцене. Организовывались подобные представления в церкви чаще всего во время празднования Пасхи.
Основные архитектурные стили Средневековья
- РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство. Его отличительные черты: мощные стены, маленькие окна, церкви подобны замкам, полукруглые арки. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.
Отличительные черты: тонкие стены, окна почти на всю стену, церкви стремятся ввысь, стрельчатая арка
В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Одна из известнейших построек средневековья, выполненных в готическом стиле,- Собор Парижской Богоматери- памятник искусства, овеянный тайнами и легендами
Музыка
- Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки
- На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры
- В Восточной Европе и в Армении развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм.
У славян средневековая музыка существовала как часть культуры скоморохов. Скоморохи — восточно-славянские средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглеры.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. Полностью исчезают инструменты крестьянской песни (домра, волынка, гудок), уступая место городским инструментам (балалайка, затем гармонь, семиструнная гитара), а в аристократических кругах — некоторым западноевропейским (клавесин, виола, флейта). Соответственно, музыкальное искусство скоморохов вытесняется городской песней и различными формами академической музыки.