Просмотр содержимого документа
«Если сомневаешься в ответе...»
Когда сомневаешься в ответе...
Методы «угадывания» при выполнении тестовых заданий по географии.
Работа с атласом при решении заданий ОГЭ.
Сташевская Ю.А.
Цели:
1.Образовательные: Обобщить пройденный материал; закрепить умение решать задачи; выполнять практические задания, подготовить учащихся к ОГЭ
2 . Развивающие : развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и умения использовать полученные знания в новых ситуациях, способствовать развитию внимания и коллективной деятельности учащихся.
3. Воспитывающие: воспитывать сознательную дисциплину, интерес к предмету
Факты
- на 30 заданий отводится 2 часа (120 минут)
- При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.
- ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Решение:
- Экономия времени возможна при знании алгоритма выполнения.
Уверенность в правильности ответа-подтверждена при работе с атласом
Групповая работа 8 мин
- Анализируем демоверсию 2019
- Каждая группа выбирает номера заданий, которые можно решить, используя данный метод.
- Предлагает алгоритм решения задания.
Таблица
2
Демоверсия
1.
6
8
7
5
9
3
4
11
16
15
14
12
10
13
23
19
17
21
22
20
18
30
26
29
24
28
27
25
1.
- На территории какой из перечисленных стран находится самая большая по площади низменность на Земле?
- США
- Китай
- Бразилия
- Канада
2
- С какой из перечисленных стран Россия имеет как сухопутную, так и морскую границу?
- Эстония Белоруссия Монголия Япония
- Эстония
- Белоруссия
- Монголия
- Япония
3
- Для какой из перечисленных территорий России , расположенных в умеренном климатическом поясе, характерен резко континентальный климат ?
- Забайкалье Кольский полуостров Приморье полуостров Камчатка
- Забайкалье Кольский полуостров Приморье полуостров Камчатка
- Забайкалье
- Кольский полуостров
- Приморье
- полуостров Камчатка
4
- Снежные лавины - одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность?
- Калининградская область Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Архангельская область
- Калининградская область Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Архангельская область
- Калининградская область Республика Северная Осетия - Алания Чувашская Республика Архангельская область
- Калининградская область
- Республика Северная Осетия - Алания
- Чувашская Республика
- Архангельская область
5
- В каком из перечисленных регионов России угледобывающая промышленность является одной из основных отраслей хозяйства?
- Краснодарский край Кемеровская область Астраханская область Республика Карелия
- Краснодарский край Кемеровская область Астраханская область Республика Карелия
- Краснодарский край Кемеровская область Астраханская область Республика Карелия
- Краснодарский край Кемеровская область Астраханская область Республика Карелия
- Краснодарский край
- Кемеровская область
- Астраханская область
- Республика Карелия
6
7
8
8
- В каком год у из перечисленных на постоянное место жительства в Россию из других стран въехало наименьшее число людей?
- 2) 2010 г.
- 3) 2011г.
- 4) 2012
9
- Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Ответ запишите в виде числа.
- ________________тыс. человек.
10
10
11
12
- Охране речных вод от загрязнения способствует
- вырубка лесов в долинах рек
- размещение водоёмких производств на берегах рек
- осушение болот в верховьях рек
- ограничение использования удобрений в бассейнах рек
13
В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения в Республике Башкортостан?
- Доля сельского населения в общей численности населения Республики Башкортостан на 1 января 2011 г. составляла примерно 40%.
- В январе - сентябре 2011 г. число выбывших за пределы Республики Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, а число прибывших на постоянное место жительства в Республику Башкортостан - 21,5 тыс. человек.
- За январь - сентябрь 2011 г. в Республике Башкортостан родилось 41 708 человек, а умер 41 401 человек.
- Численность населения в Республике Башкортостан на 1 января 2011 г. составляла 4066 тыс. человек.
14
- Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 46° с.ш. 7° в.д.
15
- В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 километров у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился в 116 километрах восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине 99 километров. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало.
15
- Почему в Чили часто происходят землетрясения ?
16
- Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8%о . Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.
17
- Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения .
- Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Липецк Новосибирск Псков
- Липецк
- Новосибирск
- Псков
18
18
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
19
- Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
20
- Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада . Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
21
- Ответ запишите на бланке ответов №2, сначала указав номер задания.
- На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности , построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
21
22
- Сокольский деревообрабатывающий комбинат (г. Сокол, Вологодская область ) первым в стране освоил технологию производства клееного бруса. Проектная мощность завода - 100 ООО м 3 клееной древесины в год. На сегодняшний день это одно из самых крупных предприятий в России по производству клееного бруса и балок (до 12 м).
22
- Карты какого из перечисленных географических районов России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Вологодской области?
- Европейский Север
- Восточная Сибирь
- Западная Сибирь
- Урал
23
- Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клееного бруса и балок необходимым сырьём?
24
- Расположите регионы России в той последовательност и, в которой их жители встречают Новый год . Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Республика Карелия Свердловская область Забайкальский край
- Республика Карелия
- Свердловская область
- Забайкальский край
25
- Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
25
СЛОГАНЫ
РЕГИОНЫ
- А) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера - гор ной жемчужины с неповторимой красотой!
- Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский - «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень !
- 1) Республика Карелия
- 2) Краснодарский край
- 3) Республика Алтай
- 4) Новгородская область
26
- Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
- Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
26
27
- Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
27
28
- Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения
Географические координаты
пункта наблюдения
Сортавала
Высота
над уровнем моря, м
Средняя температура воздуха, °С
61 ° с.ш. 30° в.д.
Вологда
июль
17
Балахна
59° с.ш. 40° в.д.
Уфа
январь
+16,4
57° с.ш. 44° в.д.
125
Среднегодовое
количество атмосферных осадков, мм
-9,8
63
54° с.ш. 56° в.д.
+17,0
-11,9
570
+19,0
104
-11,6
+19,5
568
-15,0
542
569
28
- Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
- Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
- Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
- Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
29
30
Определите страну по её краткому описанию.
- Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и нескольких тысяч мелких остров ов. Особенностью природы является преобладание горного рельефа , высокая сейсмичность, активный вулканизм . Страна бедна полезными ископаемы ми. Из-за вытянутости в меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории, главным образом горы, покрыто лесами : смешанными, широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными ). Средняя плотность населения превышает 100 человек на 1 км 2 .
1.Опредяляем каким атласом пользуемся:
- Если речь в вопросе идет о мире, то атлас 7 класса.
- Если речь идет о России, то 8-9
- Если природа России- 8 класс
- Если население и хозяйство-9класс
- Физическая карта 8 класс, политическая карта- 9 класс
Определяем и накладываем друг на друга
- Карту с темой вопроса.
- Низменность- это форма рельефа, значит ищем на карте ФИЗИЧЕСКАЯ карта мира (с. 2-3)
- Карту на которой изображены варианты ответов
- В ответах нам даны страны мира, значит ищем на карте политическая карта мира (с.10-11)
2.Границы РФ
- Знать наизусть 16 стран с которыми граничит РФ по суше (для экономии времени на экзамене):
- Норвегия
- Финляндия
- Эстония
- Латвия
- Литва
- Польша (с Калининградской областью)
- Белоруссия
- Украина
- Абхазия
- Грузия
- Южная Осетия
- Азербайджан
- Казахстан
- Китай
- Монголия
- КНДР
- Административная карта России 9 класс с 4-5
3. Климат России
1. Логический метод
При выполнении тестового задания этим методом необходимо проведение логической мыслительной операции
- При выполнении тестового задания этим методом необходимо проведение логической мыслительной операции
- При выполнении тестового задания этим методом необходимо проведение логической мыслительной операции
- При выполнении тестового задания этим методом необходимо проведение логической мыслительной операции
Население(№7-9)
Плотность населения РФ определяется по карте с. 6 и накладывается на Административную карту.
Размещение населения. Главная полоса расселения: на севере (Петрозаводск-Киров-Пермь-Красноярск), на юге (Астрахань - Красноярск). Европейская часть -78% населения
Города миллионеры:
Города
Агломерации- скопления населенных пунктов
- Москва
- Санкт Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Самара
- Омск
- Казань
- Челябинск
- Ростов на Дону
- Уфа
- Волгоград
- Московская
- Санкт-Петербургская
- Самарская
- Нижегородская
- Новосибирская
Доля горожан 73% населения
максимум
минимум
- Мурманская
- Магаданская
- Ханты-Мансийский АО
- Кемеровская
- Ямало-Ненецкий АО
- Р.Алтай
- Чеченская р.
- Р. Дагестан
- Р. Ингушетия
- КЧР
Прирост общий = Естественный+Механический
Естественный
Миграционный
- Рождаемость минус смертность
- Механический- разница между числом людей, покинувших страну и числом прибывших
Задачи:
Определить плотность населения
Естественный прирост
- Численность населения:Площадь территории
- Определить долю населения:
- все -100%
- Часть -Х%
- (решаем как пропорцию)
Численность населения-1000 промилле
Естественный Прирост- Х промилле
- Х= Ест. Прирост:численность населения* 1000
задача
решение
- Определить величину миграционного прироста населения в регионе в определенном году (2008)
- 1) определим разницу в численности населения между годами (величина изменения численности 2009-2008г)
- 2) определим механический прирост
- Вычесть из №1величину естественного прироста указанного в 2008 г.
- Если число «+» прирост, «-»убыль
2. Метод ключевого слова
- Выявляется ключевое слово, от которого зависит правильный выбор ответа (ответов).
Оперирование теоретическим материалом
- При этом методе важно отработать механизм рассуждений при выборе правильного ответа, оперируя теоретическими знаниями
Пример 1
Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений.
В каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют
наибольшую опасность?
1) Калининградская область
2) Республика Северная Осетия – Алания
3) Чувашская Республика
4) Архангельская область
5. Метод исключения заведомо неверных ответов
- Здесь важно определить, какие варианты ответов являются точно неправильными, т.е. по каким-то параметрам не подходят как правильный ответ (географические несоответствия и другое).
8. Визуально-ассоциативный метод
- Опирается на зрительную память учащихся, задействует механизмы зрительной памяти
10. Комбинированный метод
- Предполагается использование одновременно нескольких методов для нахождения правильного ответа.