СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если в вашем классе учится необычный ребенок, или что такое банк одаренных детей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Как определить, что у вас  в классе учится одаренный ребенок? Как построить систему уроков-занятий для этого вундеркинда? А если он не вундеркинд, а ребенок с дивиантным поведением? Как вести себя учителю, которому приходится работать с одаренным ребенком, как построить отношения с таким весьма не простым ребенком?                                                                                                            

Это вопросы,  актуальные для учителя-практика, работающего в массовой  школе.

Просмотр содержимого документа
«Если в вашем классе учится необычный ребенок, или что такое банк одаренных детей.»

Если в вашем классе учится необычный ребенок, или что такое банк одаренных детей.

Л.Н.Шакиртянова,

учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ


Как определить, что у вас в классе учится одаренный ребенок? Как построить систему уроков-занятий для этого вундеркинда? А если он не вундеркинд, а ребенок с дивиантным поведением? Как вести себя учителю, которому приходится работать с одаренным ребенком, как построить отношения с таким весьма не простым ребенком?

Это вопросы, актуальные для учителя-практика, работающего в массовой школе.

Планируя работу с одаренными, необходимо определиться с самим понятием одаренный ребенок. По определению профессора В.С.Юркевич, заведующей лабораторией «Психология одаренных детей» МГППУ, одаренные дети – это дети с высокими способностями и дети с очень высокими способностями. Следовательно, задача учителя на первом этапе - выявить эти способности и определить уровень их развития.

Итак, способности учеников. Уповать только на педагогическую интуицию наивно, оно может и не сработать, тем более, что для развитого чутья необходим определенный жизненный и учительский багаж. Загруженность педагогов чрезвычайна, а в массовой школе это явление - закономерность, следовательно, самое простое, что можно использовать при диагностике одаренных, – это наблюдение, хотя оно часто бывает размытым.

Безусловно, нельзя отказываться от наблюдения, ибо только констатация необычного поведения школьника должна навести нас на мысль, что ребенок, возможно, из той категории детей, которые требуют иного подхода, нежели все остальные.

Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.
Работа начинается с создания банка данных. Для этого я использую анкеты «Мои способности» (см. приложение), которую заполняет тестируемый ученик, и «Способности моего ребенка», которую заполняют родитель этого ученика и учитель-предметник. (Анкета «Способности моего ребенка» отличается от первой лишь тем, что в нем местоимение я заменено на сын или дочь.) Такая тройная оценка позволяет выявить более объективную картину относительно ученика.

В беседах с родителями делаю упор на следующих аспектах: память, речевое развитие, музыкальные и спортивные склонности, так как в основе одаренности лежат природные задатки. Раннее развитие ребенка свидетельствует о его незаурядности. Следовательно, необходимо изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений. Одаренные дети обладают отличной памятью, они рано начинают говорить, что в свою очередь приводит к развитому абстрактному мышлению. Они наблюдательны, и это проявляется в умении фантазировать. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Как правило, они начитанны. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают неологизмы, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Далее следует оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости учащихся, претендующих на одаренность, и психологическое тестирование. Оно осуществляется школьным психологом.

Таким образом, можно выявить четыре вида одаренности (по В.С.Юркевич):

- интеллектуально - академически одаренные дети;

- социально-лидерски одаренные дети;

- художественно-эстетически одаренные дети;

- спортивно и физически одаренные дети.

Для выявления интеллектуально и академически одаренных дети использую тест Айзенка; социально-лидерски одаренных детей выявляют методики, направленные на выявление организаторских способностей; к художественно-эстетически одаренным детям от­носятся дети, достигшие успехов в каких-либо областях художествен­ного творчества: музыканты, поэты, художники, шахматисты и т. п.; спортивно и физически одаренные дети – это дети,  имеющие высокий уровень фи­зической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняющие спортивные нормативы. Следовательно, необходимо использовать конкретные методики, позволяющие выявить одаренного ребенка.

Создавая банк одаренных детей, необходимо остановиться на психологических особенностях одаренного ребенка, ибо выше изложенное характерно только для такого ребенка, у которого все в жизни складывается удачно: семья-родители-школа-учителя.

Самым непростым периодом в жизни одаренных детей является подростковый период. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями. Во-первых,     подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Непонимание сторон приводит к конфликтным ситуациям. Во-вторых, для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и ценностям членов группы. В-третьих, формируется качественно новая Я-концепция. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. В-четвертых, слабая социализация одаренного ребенка может привести его к негативному отношению к школе и учебе; нарушению отношений с родителями; низкой самооценке; склонности к фантазированию; отсутствию самодисциплины и неспособности нести ответственность за свои действия; к эмоциональной неуравновешенности.

Поэтому выстраивая работу с одаренным учеником, необходимо учитывать его психо-эмоциональное состояние и обязательно создавать так называемую «ситуацию успеха», которая обязательно должна сопутствовать социализации личности.


Список использованных источников

  1. Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.

  3. Юркевич В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

  4. http://www.gurutestov.ru









Приложение Тест-анкета «Мои способности»

Ф. И. ____________________________________

Возраст_____ Класс _____ Дата ____________

Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака

5 — ярко выражен;

4 — хорошо выражен;

3 — средняя степень выраженности;

2 — слабо выражен.

Виды способностей

Баллы

1. Интеллектуальные способности


1

Я обладаю хорошей памятью


2

Быстро усваиваю новый школьный материал


3

Люблю задавать вопросы по содержанию учебного материала


4

Люблю читать научную литературу


5

На уроках мне бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых


6

Я хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира


7

Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком


8

Меня трудно убедить в чем-либо, если я имею на этот счет собственное мнение


9

Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсьо том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков других людей, мотивы их поведения


10

Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова, выражая свои мысли


Всего баллов:


Среднее значение:


2. Способности к обучению


1

Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету»


2

Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что нужно запомнить


3

Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои сверстники обычно не знают


4

Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учусь сейчас


5

Я очень любознателен, мне интересует практически все


6

Я очень много читаю книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний


7

Я легко могу анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения


8

Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)


9

Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов


10

Мне интересны естественно-научные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания


Всего баллов:


Среднее значение:


3. Лидерские способности


1

В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно


2

Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми


3

Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное


4

В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу


5

В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки


6

Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям


7

Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим


8

Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад


9

В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей, они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру


10

Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям.


Всего баллов:


Среднее значение:


4. Творческие способности


1

Меня отличает развитое чувство юмора


2

Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею


3

Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели


4

Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов


5

Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой


6

К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному


7

Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи


8

Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант


9

Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений


10

Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен


Всего баллов:


Среднее значение:


5. Художественно-изобразительные способности


1

В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев, предметы и ситуации


2

Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес


3

Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе


4

Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов


5

Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке


6

Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем


7

Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы


8

Если мне понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее


9

Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не составляет никакого труда


10

Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать


Всего баллов:


Среднее значение:


6. Музыкальные способности


1

Мне очень нравятся уроки музыки в школе


2

Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение


3

Я хорошо пою


4

Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это много чувств и энергии


5

У меня есть много музыкальных записей


6

Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты


7

Я хорошо играю на музыкальном инструменте


8

Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке


9

Я сочиняю собственные мелодии


10

Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже


Всего баллов:


Среднее значение:


7. Спортивные способности


1

Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту


2

Я никогда не устаю, всегда активен и бодр


3

Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования


4

Мне все время хочется двигаться


5

Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона, страны


6

Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников


7

У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)


8

Мне очень нравится активный отдых


9

Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу»


10

Я заметно выносливее своих сверстников


Всего баллов:


Среднее значение:


8. Литературные способности


1

Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта


2

Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное


3

Люблю сочинять рассказы и стихи


4

Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли


5

Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен


6

Мне нравится писать сочинения и эссе


7

Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам


8

Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства


9

Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер


10

В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд


Всего баллов:


Среднее значение:


9. Артистические способности


1

Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж


2

Мне очень интересна «кухня» актерской игры


3

Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино


4

Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания


5

Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей


6

Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений


7

Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе


8

Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт


9

Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером


10

Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса


Всего баллов:


Среднее значение: