СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Быть учителем: о храбрости и искусстве".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе. Размышления о профессии учитель.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Быть учителем: о храбрости и искусстве".»

Районный профессиональный конкурс «Учитель года - 2019»

Конкурсное задание - эссе «Я – учитель».

Работа выполнена

Подскребышевой Еленой Юрьевной,

учителем начальных классов

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.


Быть учителем: о храбрости и искусстве.

Что значит быть Учителем? Какими качествами должен обладать Учитель? Как соотносятся храбрость и искусство в деятельности Учителя? Над этими вопросами рано или поздно задумываются все педагоги. Хочу об этом поразмышлять и я.

Быть Учителем… Это храбрость или искусство? Возможен ли выбор между этими понятиями? Вот проблема, которую я попытаюсь решить в своём сочинении.

На первый взгляд, храбрость и учитель – понятия мало пересекающиеся. Понятно, если речь идёт о А.Суворове или М.Кутузове. Уж они точно не были лишены храбрости. Вспомним, например, взятие Суворовым крепости Измаил или переход его через Альпы. С именем Кутузова связано Бородинское сражение. Суворов – единственный в России генералиссимус, который в сражениях не потерпел ни одного поражения. Но храбрость храбрости – рознь. Одно дело – «умная храбрость», связанная с наукой, пришедшая в результате опыта, основанная на холодном расчёте и трезвом уме. За такую храбрость человека хочется уважать. И сразу вспоминается свод военно-педагогических правил Суворова «Наука побеждать»: кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел; кто напуган – наполовину побит. Все эти правила применимы и к педагогической деятельности, к работе учителя.

Но есть и другая храбрость – глупая, безрассудная, лишённая опыта. Это храбрость на грани страха, когда, закрыв глаза от ужаса, человек бросается в бой, не думая, что будет дальше. Суворов считал, что такая храбрость появляется от лени, от нежелания овладеть мастерством. Но разве это храбрость? О такой ли храбрости надо мечтать воину? А Учителю?

Я считаю, что учитель, как и воин, должен обладать «умной» храбростью: храбростью повести за собой, как Данко, герой М.Горького, храбростью познавать и принимать новое, храбростью признавать и исправлять свои ошибки. Ведь что такое победа, по мнению Суворова? Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость. Чтобы достичь победы на педагогическом поприще, важно гармоничное сочетание всех этих понятий.

В этом плане я считаю себя храбрым человеком: раз в 4 года я принимаю ребятишек в 1 класс, большая часть из которых не посещала детского сада, некоторые из них не умеют держать ручку в руках, не знают, что такое ножницы. Были в моей практике и случаи, когда мне приходилось учить детей завязывать шнурки, застёгивать одежду и даже учить держать ложку, когда ребёнок обедает в столовой.

Мой педагогический стаж чуть менее 20 лет, и в течение всех этих лет я постоянно учусь: образование среднее педагогическое, потом высшее, участие в конференциях на районном и областном уровне, участие в конкурсах педагогического мастерства. Старт в освоении стандартов II поколения (ФГОС НОО) тоже пришёлся на мою педагогическую деятельность. Сейчас эти дети уже выпускники 9 класса, и мне отрадно осознавать, что именно я начинала с ними освоение ФГОС. Поэтому храбрость – очень важное качество учителя. Один мудрец сказал: «Храбрость - это до конца осознанная ответственность».

А теперь поговорим об искусстве…

Часто задаю себе вопрос: работа учителя – это искусство или технология? Можно ли однозначно ответить на него? Предположим, я грамотно составила план урока, определила цели и задачи, использовала нужные технологии и приемы, все дети справились с заданием, но вышли из класса со стойким чувством неприязни ко мне и ненависти к тем предметам, которые я преподаю. Это успешный урок? Конечно, нет. Или наоборот, мы мило пообщались, приятно провели время, но ни одна из целей урока не достигнута. Это успех? Тоже нет. Так значит, успешный урок - это не просто усвоение материала и прохождение программы. Это еще и создание комфортной среды для каждого ребенка. Чтобы он не боялся поднять руку и ответить на вопрос, не боялся сделать ошибку, признаться, что ему что-то непонятно, чтобы он чувствовал внимание и заботу учителя, его сопереживание и поддержку, чтобы ребенок испытывал интерес к предмету, понимал его значимость и хотел получать новые знания. Да, достичь этого непросто. Это целое искусство. На мой взгляд, искусство – это полет над повседневностью, это выражение себя через свои произведения. А произведениями в конечном итоге являются наши ученики. В таком случае, отчего не назвать профессию учителя искусством? Учитель ежедневно творит, создает и проявляет себя через уроки, общение с детьми.

Согласна с А.П.Чеховым в том, что учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело. В широком смысле слова артистизм – это художественная одарённость; утончённость восприятия, обаяние, самобытность, импровизация, пластика, образность речи, эрудиция. Мне кажется, что всеми этими качествами должен обладать современный учитель, потому что быть учителем – это искусство.

Я стараюсь каждый урок превратить в мини-спектакль со своей интригой и главными героями. Уверена в том, что педагогический артистизм – это открытость, умение думать, говорить и делать одно и то же. Такой учитель может заразить других своими эмоциями и переживаниями. Если процесс обучения вызывает еще и настоящие эмоции, то полученная информация быстрее запоминается. При этом возникает и воспитательный эффект. В такой ситуации учитель становится моделью поведения, ему хочется подражать. Педагогический процесс – это не сложное занятие, а интересное действие, где нет места плохому настроению и неудовлетворительным оценкам.

Искусство напрямую связано с творчеством. Творческий учитель – это интересный человек, которому небезразлична судьба обучающихся. Уроки или занятия у него - полная импровизация, свобода творчества в рамках темы. Такой педагог позволяет детям раскрыть их потенциал, наводит их на рефлексию, видит личностный рост каждого. Учитель становится режиссером, который раскрывает актерские качества у детей. Артистизм педагога во многом связан с такой отраслью актерской науки, как театральная педагогика.

Я в своей деятельности активно использую приемы театральной педагогики, например, эффектное начало урока. Иногда я предоставляю обучающимся свободу действий. Это может быть круговая расстановка столов, которая позволит им свободно перемещаться по кабинету и взаимодействовать не только со мною, но и со своими одноклассниками. Костюмы, специфические предметы помогают влиться в процесс урока, примерить на себя роли и почувствовать себя важными. Артистичная педагогика позволяет воспитать разностороннего человека.

Умение импровизировать помогает быстро находить решение нестандартным ситуациям. Урок - это не цех по изготовлению металла, где есть технология, которую сложно изменить. Даже самый опытный учитель не сможет рассчитать ход урока и предвидеть при этом самые нестандартные ситуации.

Каким образом проявляется артистизм учителя? Приемов и техник достаточное количество, научиться владеть ими - дело непростое, но подъемное для учителя, которому небезразлично качество педагогического процесса.

Что значит быть Учителем? Какими качествами должен обладать Учитель? Я бы ответила так: быть Учителем – это обладать «умной» храбростью и владеть искусством воспитывать души.