Эссе
Формы и методы работы по подготовке к выполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку
Научить ребенка грамотно и красиво писать – одна из актуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Учителю – филологу необходимо подготовить учащихся не только к двум обязательным экзаменам (русский язык в 9 и 11 классах), но и к итоговому декабрьскому сочинению, а также и к экзаменам по выбору - литературе в 9 и в 11 классе. В структуру каждого из экзаменов входит творческое задание – написание сочинения, что само по себе является заданием повышенной сложности. Формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста - более сложная задача, чем обучение работе с тестом.
Экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из трех частей, две из которых представляют собой творческие работы: написание сжатого изложения и сочинения – рассуждения. Типы речи изучаются в 5 классе, поэтому к 9 классу обучающиеся уже хорошо знают структуру сочинения-рассуждения.
В 9 классе при подготовке к заданиям 15.1, 15.2, 15.3 мы повторяем композицию сочинения-рассуждения:
-Тезис
- Аргумент 1 (+пример из текста+ комментарий)
-Аргумент 2(+пример из текста+ комментарий)
- Заключение.
При выполнении задания 15.1 использую алгоритм:
1.Формулируем тезис
2.Определяем понятие, данное в задании.
3. Находим его в тексте.
4. Строим высказывание по образцу (Образцы на доске).
5.Создаем собственное высказывание.
6. Ищем в тексте еще один пример и повторяем действие.
7.Делаем вывод, исходя из тезиса.
При подготовке к сочинению 15.2 необходимо проводить работу с ключевыми словами. Работа проводится по такому плану:
Знакомство с высказыванием, выделение ключевых слов.
Определение основной мысли и значения высказывания в тексте.
Формулирование тезиса.
Поиск доказательств в тексте.
Вывод.
В сочинении 15.3 необходимо объяснить значение слов, например: что такое милосердие, доброта, жизненные ценности и т.д. На уроках русского языка даются задания, например: написать сочинение-миниатюру на тему «Интеллигентность. Каких людей называют интеллигентными» или «Милосердие. Есть ли примеры милосердия в нашей жизни».
Чтобы помочь учащимся в формулировании мысли, даются клише:
- на мой взгляд; я думаю, по моему мнению, я считаю, обратимся к тексту и др.
Очень важно при написании сочинений-рассуждений части С15.2, С15.3 добиться от учащихся понимания цели данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Именно для этого нужно использовать логическую и стройную систему доказательств.
Следующим этапом в отработке навыков написания сочинения-рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивного типа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные, могут быть организованы пары по принципу: сильный-слабый. Групповая работа позволяет каждому чувствовать себя раскованно и работать в индивидуальном темпе, а также формировать оценку своих личностных возможностей и способностей.
Особое внимание в работе над сочинением-рассуждением необходимо уделять коррекционной работе, которая состоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построении текста. Такую работу можно проводить параллельно с языковыми темами уроков русского языка, выполняя задания к текстам:
- преобразуйте текст, включив второстепенные члены предложения и вставные конструкции;
- найдите речевую ошибку в тексте, запишите в исправленном виде;
- из слов и сочетаний слов составить предложения, соответствующие контексту;
- сравните два предложения. Какое из них может быть в качестве зачина, какое – в качестве концовки?
- прочитайте отрывок из сочинения учащихся, найдите ошибки.
Для овладения речеведческими знаниями, корректирования процесса обучения необходима система отслеживания обученности учащихся. Цель контроля - отслеживание динамики развития речи во всех её видах и формах.
Наиболее объективными измерителями являются следующие виды контроля: творческие диктанты, различные виды изложений, сочинения разных жанров, лингвистический анализ текста, задания текстовой формы и др.
Систематическое проведение такой работы с постепенным ее углублением и расширением позволяет сделать речевую деятельность учащихся более продуктивной и открывает широкие возможности для формирования умения развивать мысль в тексте, выбирать оптимальный порядок слов и предложений, связывать предложения и части текста в сочинении - рассуждении.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткой передачи содержания текста, вычленения основных микротем, обобщения содержания исходного текста, использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Оно должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нет необходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологии свободное.
Формы и приемы работы с учащимися при подготовке к сжатому изложению:
- упражнение на сжатие текста;
- составление цитатных планов;
- задачи на сжатие текста упражнений учебника;
- аудио диктант;
- свободные диктанты.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса независимо от текста, предлагаемого на экзамене, учу придерживаться следующего плана, составленного на основе требований, предъявляемых к выполнению задания №25:
1) Сформулировать проблему.
2) Прокомментировать проблему.
3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы;
второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей; или из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы.
6) Сделать итоговый вывод.
Также обращаю внимание учащихся на то, что жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в их работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
При формулировке проблемы рекомендую сосредоточиться на проблеме, которая
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;
дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения). Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Комментарий учащегося должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Убеждаю учащихся в том, что комментарий показывает, насколько глубоко и полно они поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Обращаю внимание:
1.Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.
2.Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
3. В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. /На занятиях повторяем способы передачи чужой речи(оформление прямой речи, цитат, косвенной речи, предложений с вставными конструкциями)/
Авторская позиция – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Обращаю внимание, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена /изучаем речевые клише, используемые для выражении позиции автора/
Выражая своё мнение по сформулированной проблеме, учащиеся могут согласиться или не согласиться с позицией автора. В своём ответе дети должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Обращаю внимание учащихся на то, что согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит /изучаем речевые клише, используемые для выражения согласия или несогласия с точкой зрения автора исходного текста/
Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе:
жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;
читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками.
В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов:
примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
поучительные события из жизни выдающихся личностей;
примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);
ссылки на мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля;
цитаты из авторитетного источника;
выводы науки и статистические данные;
события из жизни страны;
обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста/изучаем виды заключений/
Несомненно, формированию комплекса умений для написания творческих работ способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Так как один из аргументов задания №25 должен опираться на читательский опыт, уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам. В 10-11 классе формулирую темы сочинений исходя из определенной проблемы, чтобы учащиеся на основе только что изученного произведения могли грамотно аргументировать собственное мнение по данной проблеме.
Также в своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену в 9 и 11 классах моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ГИА и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе каждый год проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ГИА или ЕГЭ.
Научить писать и научиться писать грамотно и красиво - нелегко, но самое главное в любой работе - это понимание, осознание необходимости такой работы самими учащимися, кропотливая их деятельность вместе с учителем.
Результатом моей работы являются высокие качественные показатели учащихся на ГИА и ЕГЭ на протяжении многих лет. Все это позволяет сделать вывод о том, что методы и формы работы, используемые мною по подготовке к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ, эффективны и успешны.
Ипполитова Т. С., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курташкинская СОШ», Атюрьевский район,
Республика Мордовия