СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Гадкие лебеди» или одаренные дети?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Гадкие лебеди» или одаренные дети?»

Эссе по книге Щеблановой Е.И. «Неуспешные одаренные школьники».

«Гадкие лебеди» или одаренные дети?

В данной книге рассмотрены лишь некоторые аспекты проблемы нереализованной одаренности, связанные с академической неуспеваемостью детей с высоким уровнем умственного развития.

И правда, сложный характер человеческих способностей указывает на то, что всем учащимся нужны индивидуализированные программы обучения, которые будут выделять их сильные стороны и корректировать их слабости.

Но это особенно важно для одаренных учащихся с трудностями в учении психолого-педагогическая и семейная поддержка.

Ведь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детская одаренность на каждом возрастном этапе представляет целостную, сложную, многомерную и развивающуюся психологическую систему, являющуюся итогом индивидуального пути развития, с одной стороны, и составляющую потенциал (внутренние предпосылки) будущего развития, с другой стороны.

Дж. Фримэн: точно так же, как детям с невысокими способностями трудно дотянуться до уровня своего класса, так и умным детям бывает нелегко удерживать себя на том низком уровне, который им навязан. Многие потребности одаренных детей, связанные с их высокими познавательными возможностями, часто не находят ответа в традиционной системе школьного обучения, ориентированной главным образом на возраст, и даже входят с ней в противоречие.

Особенности одаренных школьников:

  • Разнообразие интересов и большая любознательность;

  • Высокий творческий потенциал;

  • Гибкость мышления, быстрое переключение мысли с одних аспектов и проблем на другие, с одной точки зрения на другие;

  • Независимость, способность к воображению и порождению оригинальных идей;

  • Легкость понимания учебного материала, потребность его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных возможностей;

  • Нелюбовь к зубрежке, рутинной работе;

  • Восприятие идей одновременно на нескольких уровнях;

  • Высокая скорость мышления;

  • Высокий уровень развития вербальных способностей и речи

  • Способность к мышлению в альтернативных направлениях и абстрактных терминах;

  • Способность к визуальному и интегрированному представлению результатов;

  • Сильная поглощенность задачей;

  • Высокий уровень энергетики;

  • Высокая интенсивность мыслительной деятельности, которая может приводить к истощению;

  • Высокий уровень ожиданий от себя.

Идеализм и чувство справедливости, развитое чувство юмора, необычайная глубина и интенсивность эмоций, незащищенность и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью. Ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывает скуку и нетерпение. Необходим постоянный вызов способностям одаренных детей.

Умственное развитие и обучаемость - успешность обучения, хотя и связана с общим умственным развитием, но не тождественна ему.

Высокий уровень умственного развития может сочетаться не только с высокой, но и с низкой способностью учащихся к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучаемостью), в частности, ее могут компенсировать высокая работоспособность или организованность.

В то же время рост умственного развития с возрастом или (и) в процессе обучения может происходить при сохранении или даже снижении уровня этой способности.

Также для применения в своей практике можно взять некоторые правила и вопросы, которые могут помочь как в работе психолога и родителей во взаимодействии с ребенком.

И в заключение как говорил в своих работах К. Юнг: «Односторонность одарённости почти всегда находится в противоречии с определённой детской незрелостью прочих областей души». Иными словами, это трагическое противоречие заключается в том, что, имея высокий уровень интеллекта, соотносимый с уровнем взрослого человека, одарённые дети страдают от собственной противоречивости: вроде бы уже и взрослые в умственном плане («лебеди»), а физически, с позиции социальной адаптации ещё дети (сравните с гадким утёнком из сказки Г.Х. Андерсена).

Такие дети – и большая радость для учителей, и большая головная боль. Одарённый ребёнок может иметь восхищающие способности, но в чём-то отставать от сверстников, быть неуспешным или иметь сложный характер. И это естественно, так как, одарённые дети со своими проблемами входят в группу психолого-педагогического риска.

В литературоведении такое словосочетание, как «неуспешный одарённый школьник» называют оксюмороном, сочетанием несовместимых по лексическому значению слов.

Именно поэтому, может быть, оно бросается в глаза и заставляет задуматься…