Эссе по книге Щеблановой Е.И. «Неуспешные одаренные школьники».
«Гадкие лебеди» или одаренные дети?
В данной книге рассмотрены лишь некоторые аспекты проблемы нереализованной одаренности, связанные с академической неуспеваемостью детей с высоким уровнем умственного развития.
И правда, сложный характер человеческих способностей указывает на то, что всем учащимся нужны индивидуализированные программы обучения, которые будут выделять их сильные стороны и корректировать их слабости.
Но это особенно важно для одаренных учащихся с трудностями в учении психолого-педагогическая и семейная поддержка.
Ведь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детская одаренность на каждом возрастном этапе представляет целостную, сложную, многомерную и развивающуюся психологическую систему, являющуюся итогом индивидуального пути развития, с одной стороны, и составляющую потенциал (внутренние предпосылки) будущего развития, с другой стороны.
Дж. Фримэн: точно так же, как детям с невысокими способностями трудно дотянуться до уровня своего класса, так и умным детям бывает нелегко удерживать себя на том низком уровне, который им навязан. Многие потребности одаренных детей, связанные с их высокими познавательными возможностями, часто не находят ответа в традиционной системе школьного обучения, ориентированной главным образом на возраст, и даже входят с ней в противоречие.
Особенности одаренных школьников:
Разнообразие интересов и большая любознательность;
Высокий творческий потенциал;
Гибкость мышления, быстрое переключение мысли с одних аспектов и проблем на другие, с одной точки зрения на другие;
Независимость, способность к воображению и порождению оригинальных идей;
Легкость понимания учебного материала, потребность его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных возможностей;
Нелюбовь к зубрежке, рутинной работе;
Восприятие идей одновременно на нескольких уровнях;
Высокая скорость мышления;
Высокий уровень развития вербальных способностей и речи
Способность к мышлению в альтернативных направлениях и абстрактных терминах;
Способность к визуальному и интегрированному представлению результатов;
Сильная поглощенность задачей;
Высокий уровень энергетики;
Высокая интенсивность мыслительной деятельности, которая может приводить к истощению;
Высокий уровень ожиданий от себя.
Идеализм и чувство справедливости, развитое чувство юмора, необычайная глубина и интенсивность эмоций, незащищенность и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью. Ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывает скуку и нетерпение. Необходим постоянный вызов способностям одаренных детей.
Умственное развитие и обучаемость - успешность обучения, хотя и связана с общим умственным развитием, но не тождественна ему.
Высокий уровень умственного развития может сочетаться не только с высокой, но и с низкой способностью учащихся к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучаемостью), в частности, ее могут компенсировать высокая работоспособность или организованность.
В то же время рост умственного развития с возрастом или (и) в процессе обучения может происходить при сохранении или даже снижении уровня этой способности.
Также для применения в своей практике можно взять некоторые правила и вопросы, которые могут помочь как в работе психолога и родителей во взаимодействии с ребенком.
И в заключение как говорил в своих работах К. Юнг: «Односторонность одарённости почти всегда находится в противоречии с определённой детской незрелостью прочих областей души». Иными словами, это трагическое противоречие заключается в том, что, имея высокий уровень интеллекта, соотносимый с уровнем взрослого человека, одарённые дети страдают от собственной противоречивости: вроде бы уже и взрослые в умственном плане («лебеди»), а физически, с позиции социальной адаптации ещё дети (сравните с гадким утёнком из сказки Г.Х. Андерсена).
Такие дети – и большая радость для учителей, и большая головная боль. Одарённый ребёнок может иметь восхищающие способности, но в чём-то отставать от сверстников, быть неуспешным или иметь сложный характер. И это естественно, так как, одарённые дети со своими проблемами входят в группу психолого-педагогического риска.
В литературоведении такое словосочетание, как «неуспешный одарённый школьник» называют оксюмороном, сочетанием несовместимых по лексическому значению слов.
Именно поэтому, может быть, оно бросается в глаза и заставляет задуматься…