Эссе «Я – учитель».
«Человек, забывший свой зык, не знающий своей культуры,
своей истории и не желающий
их знать – дикарь, в каком бы
цивилизованном обществе он ни жил!».
К. Паустовский.
Путь человека начинается с детской мечты. Я родилась первенцем в многодетной, дружной и любящей семье, поэтому уже с пятилетнего возраста на меня легли обязанности старшей сестры – ухаживать за младшими. В теплом и уютном родительском чуме, когда на улице свирепствовала пурга, нашим самым любимым занятием было «игра в школу». Моими первыми учениками были маленькие сёстры и братья. Они чёрным угольком из печки, под моим чутким руководством, старательно выводили на толстой картонной бумаге палочки и крючки… Так, за игрой проходили наши дни, и я казалась себе такой взрослой… А по вечерам, глядя в макута ши на миллиарды звёзд, я мечтала, что когда - нибудь стану настоящим учителем.
Прошло время, я пошла в школу…Много лет прошло с тех далёких пор, но свой первый школьный день помню, как сейчас…Я, шестилетний ребенок из тундры, не умеющий говорить на русском языке, напуганный шумом, суетой цивилизации и таким большим количеством детей, впервые вышла в этот огромный, неизвестный мне доколе мир. Я стояла в коридоре Таркосалинской школы – интернат, плакала и звала маму... Тогда ко мне подошла ОНА, строго, но в то же время ласково заглянув в глаза, сказала «Здесь я твоя мама» и, взяв за руку повела меня за собой. Тревога и одиночество, вселившиеся было в моем маленьком сердце, вмиг куда – то пропали, уступив место чувству защищенности и веры в себя. Я с восхищением слушала её речь на незнакомом языке и, вот чудо, я её понимала! Понимала также, как она меня и еще сорок таких же, как я, маленьких тундровиков. И теперь в памяти часто всплывает особый речевой стиль, голос, манера поведения моей первой учительницы, Марии Федуловны Рогожниковой.
Школьные уроки. Уроки жизни. Каждому человеку дан драгоценный дар – жизнь, как возможность пройти многочисленные уроки, получить определённый опыт и стать мудрее. В жизни каждого из нас обязательно были учителя. Те, которые вопреки упрямому, глупому нежеланию заставляли нас делать успехи – учить, упражняться, толкали нас, ленивых и нерадивых по лесенке верх.
Наши педагоги заменяли нам родителей, прививали ценностные ориентиры, учили видеть, где добро, а где зло. Они отдавали нам свою заботу и тепло всю долгую осень, зиму и весну. А дни тянулась так мучительно долго. Ведь в то далекое время мы находились в интернате чуть ли не целый год. Мои дорогие учителя, мои наставники. Я с благодарностью вспоминаю их. Они были для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности, мудрости. Я научилась у своих учителей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира.
Наверное, они сыграли главную роль в моём выборе профессии, натолкнули на мысль осуществить свою детскую мечту. Но скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину. И я ищу свой путь и свою истину…
А истина в том, что я не только учитель, но и дочь своего ненецкого народа. Мы живем в огромном мире, и мой народ в нем как капелька в море! Нас очень мало, и моя миссия в том, чтобы наш малочисленный народ не растворился среди других, не утратил своей уникальности, не забыл свой родной язык, сущность, свою древнюю культуру. Ведь без языка - нет народа.
А самая большая ценность любого народа — это дети. Мои дети, мои ученики, как лучи солнца согревают меня своей чистой душой, любовью к родному языку, стремлением познавать культуру и традиции своих предков. Дети открыты, они верят всему, что видят и слышат вокруг.
К сожалению, в связи с отрывом от тундры, от семьи нередко у ненецких детей постепенно меняются жизненные идеалы, что влечёт за собой сложные духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Негативное влияние современной цивилизации подводит к тому, что наши дети часто бессознательно копируют черты характера, несвойственные своей родной культуре, образу жизни.
Поэтому для меня очень важно направить учащихся на верные жизненные ориентиры, заложить национальное самосознание, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Я понимаю, что от меня зависит, будут ли дети знать и говорить на своем родном языке, гордиться своими предками, знать историю и культуру, чтить традиции и обычаи своего народа. Работая в поисках эффективных технологий, я выбрала приоритетным осуществление духовно – нравственного развития, приобщение детей к нравственным и духовным ценностям родной культуры. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют решающую роль в становлении личности. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению.
Современный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков родного языка. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Я стараюсь организовать урок так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети во время урока, работы развивали свой ум и смекалку, память и воображение. Главное - превратить детей из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса, научить их думать, находить ответы на волнующие вопросы, самостоятельно принимать решения, создавать условия для раскрытия потенциала и помочь познать самих себя.
Сегодня на дворе XXI век, 2020год. Прошло более шестнадчати лет с того момента, как я пришла в Харампурскую школу - интернат работать учителем родного языка.
Школа, это место, куда привели меня жизненные убеждения. Считаю, что профессия учителя – сложный, кропотливый, напряжённый труд, требующий большого таланта, усердия, терпения и больших сил. Часто ради неё мы жертвуем многим - своим временем, семьёй. Главное для учителя – научить детей верить в себя, в свои силы, быть терпеливыми к ошибкам других, но требовательными к самому себе. И тогда наши ученики будут с благодарностью вспоминать нас, как я не забываю своих.
Мне хочется, чтобы мои ученики не только могли понимать, но и говорить на родном ненецком языке. Я уверена, что наш язык – уникальный древний язык лесных ненцев, будет жить и процветать. Я верю, что лучший мой урок – впереди, а продолжать его будет сама жизнь. Поэтому я иду вперёд, к своей детской мечте!
Макута ши – отверстие в чуме, где сходятся шесты, своеобразное «окно».