СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Я - Учитель!..»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Я - Учитель!..»»

Эссе «Я - Учитель!..»


Я до сих пор помню, как впервые пришла работать учителем русского языка и литературы в ту школу, в которой училась сама и в которой прошло все мое счастливое школьное детство. Я помню робость, с которой зашла в учительскую и поздоровалась с учителями, знавшими меня любознательной школьницей. Я помню их приветливые улыбки. Меня переполняли надежды и гордость за то, что я выбрала такую трудную и ответственную стезю – быть Учителем!

Оглядываясь назад, понимаю, что вся моя жизнь связана со школой.

Еще в раннем детстве, по воспоминанием моей мамы – воспитателя детского сада, рассаживая кукол, я читала им вслух любимые книги, объясняла правила хорошего тона . На вопрос своих сверстников, кем ты хочешь быть – уверенно отвечала : «Учителем!»

Мои школьные годы навсегда останутся для меня главным этапом жизни, временем, когда я познакомилась с замечательными педагогами, талантливыми, бесконечно преданными нам, детям. Я навсегда запомню учителя географии Емельянова Николая Ивановича, учителя физики Гонтарь Мелиссу Афанасьевну, учителя математики Шубину Ларису Иовну, учителя русского языка и литературы Завитаеву Ирину Константиновну! Именно они своим примером, своим безупречным знанием предмета повлияли на мой жизненный выбор – быть учителем! Спасибо им!

В детстве и в юности меня всегда восхищал образ учителя, талантливо созданный В. Тихоновым в фильме «Доживем до понедельника». Я переживала за героев фильмов о школе «Республика ШКИД», «Большая перемена», «Розыгрыш» , «Учитель пения». Взахлеб читала «Уроки французского» В. Распутина, «Чучело» В. Железникова, «Первый учитель» Ч. Айтматова.

Поэтому мой выбор поступления в педагогический институт был осознанным и желанным.

И вот – я в школе! Меня переполняют «планов громадьё». Но я сразу поняла, что школа – это не только радость открытия нового, но и постоянное преодоление себя, решение педагогических задач, проблем, ежедневно встающих перед учителем. Сталкивалась с вопросом: «Как найти правильное решение?»

Мне всегда особенно нравились уроки литературы. Подготовка к любому уроку требует много времени, а особенно к уроку литературы.

Мне попался «нечитающий» класс. Помню первый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова! Вечером накануне я долго писала конспект урока, но войдя в класс, увидела равнодушные глаза. Пришлось отложить конспект в сторону. Я стала читать детям вслух наизусть стихи Лермонтова. Начала я со стихотворения «Смерть поэта»! Я читала стихи весь урок!

И я видела, как постепенно загораются детские глаза, как появляется в них интерес к услышанному. Когда прозвенел звонок, никто из учеников не шелохнулся. И тогда я поняла – важно не только то, что ты рассказываешь детям, но и то, КАК ты им это рассказываешь, какие чувства ты испытываешь, какие мысли тебя обуревают. Многое зависит от личности самого учителя. Ведь урок литературы – это небольшой, но важный этап становления ученика, это встреча с писателем, которая может состояться или не состояться, а это уже зависит от учителя.

Мир уроков русского языка и литературы полностью поглощает меня, завораживает, пленяет словом, эмоциями. Это действительно удивительный мир Слова, его многообразия, его тайных смыслов! И я, учитель словесник, владея словом, ввожу в мир прекрасного своих учеников. За каждым уроком стоит незыблемая основа – методика преподавания, которой каждый учитель должен владеть в совершенстве. Методике учишься всю свою профессиональную жизнь.

Современный урок русского языка и литературы – это синтез самых разнообразных методов и приемов, использование различных технологий.

Но в преподавании литературы остается незыблемое. Самое главное, на мой взгляд – это умение заинтересовать детей, вовлечь в процесс обучения, сделать так, чтобы ученики с радостью и интересом познавали мир слова, мир литературы. Не каждый ребенок обладает богатым воображением, желанием насладиться историей героя, окунуться в мир сопереживаний и раздумий, не каждый ребенок любит читать.

Архиважной задачей для себя, как учителя русского языка и литературы, я всегда считала развитие у учащихся любви к книге и потребности в чтении, естественной потребности человека. Чтение должно стать для моих учеников- необходимой потребностью, так как именно чтение развивает фантазию, художественное мышление, умение воспринимать красоту, возможность анализировать, сравнивать. Чтение – это интеллектуальное развитие как таковое, это шлифовка ума. Ребенок должен понять, что книга расширяет интересы, через неё можно увидеть, какой духовный мир тебя окружает, что из себя представляют другие люди. Герои – это же другие люди. Чем они похожи на нас, а мы на них? Чему мы можем у них поучиться? Каких ошибок избежать? И самое главное, если это высокохудожественное произведение русской классики, то оно прививает любовь к замечательному русскому языку – звонкому, неповторимому, чистому, ритмичному.

Многие дети спрашивают меня: «Зачем книга современному человеку в быстро меняющемся мире? Есть же Интернет!» Объясняю, что информация и чтение – разные ипостаси. Человек информированный и человек образованный – разные категории. Образование предполагает развитие интеллекта, простая информация – возможность подстраиваться под быстро меняющийся мир.

Я согласна с мнением академика РАО, профессора, члена Союза писателей России, гендиректора издательства «Дрофа» Александра Киселёва:

«Но верна ли формула, что человек должен быстро меняться в быстро меняющемся мире? Я считаю, что она относительна, потому что в каждом человеке должен быть стержень, который отличает его как личность. Он будет учитывать изменение обстоятельств, но при этом останется самим собой. А если постоянно меняться, что из нас получится, дорогие читатели? Не будет настоящих мужчин и неповторимых женщин».

Чтобы привлечь детей к книге я провожу литературные гостиные, викторины. Мои учащиеся – постоянные участники и призеры конкурса чтецов. Побуждаю детей к участию в литературном конкурсе «Серебряное перышко». Использую на уроке различные приемы (синквейн, литературный диспут «Плюсы и минусы литературного героя», «Мой портрет писателя», составление рисунков-схем «В творческой мастерской поэта», подбор эпиграфа к уроку) и технологии (проблемное обучение, проектное обучение, работа в группах и т. д).

Важно вызвать учеников к откровенной беседе, к диалогу с одноклассниками, с учителем, с автором. Главное – живой отклик на изучаемый художественный текст, отклик на слово. Ведь основным средством литературы является Слово. Именно Словом автор увлекает нас, читателей, погружает в действие, во время и пространство определенной эпохи. Главное, чтобы ребенок не оставался равнодушным к уроку. Вот поэтому учителем литературы должен быть человек, истинно любящий свой предмет и детей.

Профессия учителя не только очень интересная. Она требует от педагога эмоциональности, отзывчивости. Ты постоянно находишься среди детей, они смотрят на тебя, подражают тебе. Это требует от учителя особой ответственности, постоянной работы над собой, самосовершенствования, повышения квалификации. Кстати, это спасает меня от профессионального «выгорания». В моей педагогической деятельности мне помогают опыт, описанный в книгах известных педагогов: К.Д. Ушинского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко. Н. В. Гоголь утверждал: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Я систематически занимаюсь самообразованием: читаю книги по истории России, Всемирной истории, философии, занимаюсь изучением геополитики, меня интересует история средневекового западноевропейского искусства и архитектуры, давно и систематически занимаюсь изучением творческого наследия Н. В. Гоголя.

В моем педагогическом кредо значительное место занимают мысли великих русских педагогов: В. А. Сухомлинского: "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка", С. Л. Соловейчика: "Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел".

Значение профессии педагога в обществе трудно переоценить. В России всегда уважали учителя, человека образованного, интеллигентного. Для меня ярким примером педагога является Лев Николаевич Толстой, который открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей, изучал образовательные системы других стран.

В современном обществе возрастает роль педагога.

По моему глубокому убеждению, современный российский учитель прежде всего должен любить детей, быть готовым посвятить им свою жизнь без остатка, быть законопослушным гражданином и истинным патриотом своего Отечества. На каждом своем уроке я говорю о любви к Отечеству, о великой миссии русского человека – служить Отечеству и государству, подкрепляя это фактами из истории, биографии и творчества великих русских писателей и поэтов.

Для меня миссия учителя всегда была неизменной: «сеять разумное, вечное, доброе». Воспитать человека, способного жить и успешно трудиться в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности, уважая других людей и созидая мир вокруг себя – задача каждого педагога.

Смысл моей педагогической деятельности во всестороннем развитии личности каждого ребенка и подготовке его к жизни в современных социокультурных условиях, в развитии у него чувства коллективизма, любви и гордости за свою страну – Россию!

Труд учителя – это тяжелый труд. И дело не только в подготовке к урокам, а в каждодневном общении, общении ровном и доброжелательном, с учениками, родителями, коллегами.

Иногда меня посещают сомнения в правильности выбора профессии, думы не дают покоя. Но стоит мне прийти на урок, взглянуть в глаза детей, сомнения отступают прочь. Успехи моих выпускников, их достижения - это и мои успехи, и именно это позволяет мне с надеждой и радостью смотреть в будущее и осознавать себя частью нашего общества, с гордостью говорить: «Я – УЧИТЕЛЬ!»

2