Просмотр содержимого документа
«Эссе- "Я учитель"»
Эссе «Я – учитель»
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человека не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» - писал Д. Лихачев
Обратившись к истории происхождения слова учитель, можно выяснить следующее. Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское - iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uniti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение».
Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. По истечении какого-то времени мне пришло осознание того, что педагогом нельзя родиться, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Истинный педагог начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, а не себя.
Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, утверждает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. Иначе и быть не может. Какой бы вид педагогической деятельности мы не взяли: урок, классный час, экскурсию, игру или просто общение – все это творчество, причём творчество конкретного учителя, работающего с конкретными учениками. Разносторонняя педагогическая деятельность способствует не только творческому развитию , но и способноти учеников использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе. И явным признаком успешности педагога является стремление к саморазвитию, развитие положительных нравственно-этических и волевых качеств его учеников.
Образование всегда было источником развития общества, но и общество оказывает постоянное влияние на образование и его роль. Современному обществу требуется личность, способная и готовая к самосовершенствованию, поиску новых знаний, умеющий мыслить нестандартно. В связи с этим меняется роль и задачи педагога в образовании; педагог, прежде всего, должен научить ребенка «учиться», работать самостоятельно, мыслить творчески.
Однако педагогические задачи будут выполнены в полной мере лишь при двух условиях. Первое - предоставление свободы выбора ученику и возможности самостоятельного принятия решения. Второе условие — личностные качества: личность сегодня как средство активизации интереса к предмету и стиль общения учителя.
Главный элемент работы современного педагога – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, современные образовательные технологии, такие как технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Необходимо отметить, что в современных реалиях педагогу необходимо ориентироваться на гуманистические общечеловеческие ценности, и для более эффективного осуществления целостного образовательного процесса обучения, воспитания и развития детей нужно уделять внимание их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.
Ученик должен быть включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В организация этого вида деятельности педагогу помогает один из методов обучения, а именно- деятельностный. Основная идея - новые знания не даются в готовом виде, ученики «добывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Педагог выступает в роли наставника, помощника и координатора. Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках происходит через использование приёмов и методов проблемного обучения, информационных технологий, личностно-ориентированного обучения.