Я – учитель
“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь”
Д. Сантаяна
Я родился в маленьком поселке в Карелии – Пяозерском. Это поистине прекрасный край лесов, рек и озер, богатый ягодами, грибами, рыбой и историей…
Еще в детстве, гуляя по лесу, я видел эти затянувшиеся раны – поросшие мхом и дерном линии окопов, траншей, воронок времен Великой Отечественной Войны.
Далекая война пробудила во мне интерес к истории, памяти предков и к нашему прошлому. Тогда я стал искать ответы на волнующий меня вопрос: “Что, почему и как произошло?” Я прочел множество книг по истории Родного края и истории в целом. Полюбил этот предмет, и в школе он давался мне очень легко. Мне нравилось делиться своими знаниями с другими. Наверное, именно тогда я захотел стать учителем, понял, что это и есть мое призвание.
Ежедневно я прихожу на работу с мыслью, что мои дети уйдут, узнав что-то новое, прикоснутся к прошлому и, самое главное, вынесут ту частичку любви к истории, которую я отдаю им каждый день.
Каждый урок я беру своих детей за руку и мы отправляемся с ними в прошлое. Я хочу, чтобы они прочувствовали каждый момент истории…
Вот мы щуримся от яркого солнца и закрываем глаза от пыли. Что это там? Согнувшись под палящими лучами солнца, люди тянут огромные камни. Это древние египтяне возводят свои величественные пирамиды!
А вот мы стоим на зеленой траве, огромное поле простирается до горизонта. Ветер подул! С одной стороны – величественный строй людей, напротив – другой. Махнул рукой высокий человек с бородой и в шлеме: схлестнулись воины в поединке! Человек этот в первых рядах. Да это же Дмитрий Донской!
А это что за радостная суета? Играет музыка, люди обнимаются, плачут от счастья, слышны крики “Ура!” Момент этот наконец настал – День Победы!
Каждое занятие, вместе с ребятами, я снова переживаю те моменты истории, которые когда-то переживал на уроках сам. Как интересен и увлекателен мой предмет!
Однажды, Уинстон Черчилль сказал: “Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.”
Эти слова говорят о том, что у учителей огромная ответственность за детей, которых они обучают. Властью этой нужно распоряжаться мудро, вкладывать в детей знания, любовь к своей стране и прошлому, умение ценить окружающих и хранить память.
Да, я согласен, что современный учитель должен обладать всеми знаниями и методиками обучения ребенка, быть психологом и помогать в трудную минуту. Без этого никак. Педагог должен освоить все современные компьютерные и коммуникационные технологии чтобы не отставать от своих воспитанников.
Учитель истории и обществознания ни в коем случае не должен навязывать свое мировоззрение, мнение! Задача преподавателя – помочь ребенку научиться. Научиться находить информацию, анализировать, критически мыслить.
Преподаватель должен дать детям право на собственные мысли, поиски и решения, дать им право быть услышанными, в конце концов. Очень важно, чтобы ребята выросли не просто грамотными, разносторонне развитыми личностями, но и не утратили нравственные принципы, на которых базируется жизнь в нашем обществе.
Я понимаю, что не зря работаю учителем, когда ребята после уроков подходят ко мне и делятся своими мыслями, переживаниями. Часто они рассказывают, что прочитали книгу по истории и делятся со мной о событиях и знаниях, которые почерпнули из нее. Бывает и весело когда дело доходит до курьезов, и меня спрашивают, видел ли я Ленина вживую. И, конечно же, радуют меня, как педагога, восторженные возгласы “Вау!” и искреннее удивление ребят на занятиях.
Хорошо, когда педагог обладает всеми современными технологиями обучения, знаниями, но я считаю, что в первую очередь, как говорил классик, учитель должен “сеять разумное, доброе, вечное”.