Бондарчук Наталья Васильевна, учитель математики
МБОУ СОШ №5
Эссе «Я учитель»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...» (Л. Толстой)
Я учитель…. Желание стать учителем возникло у меня еще в детстве. Когда я была маленькая, мы с подружками играли в школу. У нас была доска, мел, журнал из тетради. Мы рассаживали кукол - это были наши ученики, и мы учили их.
Особенно мне запомнилась моя учительница математики, Выборова Таисия Степановна. Именно она помогала мне справляться с трудностями, постепенно открывала нам, ученикам, новый и интересный мир. Она очень интересно вела уроки и все понятно объясняла. Она говорила, что математику надо учить, потому что она «ум в порядок приводит». Если знаешь математику, можешь решать не только математические, но и бытовые задачи.
Именно она послужила для меня примером. Неудивительно, что после окончания школы, передо мной не стоял вопрос "Кем быть"?
С выбором университета я определилась сразу, я знала, что поступлю в Комсомольский-на –Амуре государственный педагогический университет на физико-математический факультет. Об этом вузе мне много рассказывали знакомые, которые окончили его несколько лет назад и сейчас работают учителями в школе.
И вот, я – учитель. Я помню, как в первый раз переступила порог школы, это была школа села Санболи, и провела свой первый урок. Мне сразу дали классное руководство в 10 классе. Первые шаги к постижению педагогического мастерства были нелегки: мне пришлось столкнуться с трудностями. Я поняла, что быть учителем – непросто. Подготовка к урокам занимала почти все свободное время. Но когда ощущаешь себя нужной ученикам, все трудности уходят на второй план. Я ни разу не пожалела о том, что стала именно учителем математики. Ведь это так здорово - видеть улыбку и счастье на лице ученика, большую радость от того, что он усвоил тему урока и решил сложный пример.
Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее нашей страны. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моим детям.
Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать, как с каждым уроком мои ребята все увереннее «общаются» с математикой - «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, доказательный. Задача преподавания математики - это ориентация не только на усвоение научных фактов, но и на подготовку человека к жизни в социуме.
Актуальность этой задачи подтверждают слова президента: «Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».
От уровня математического образования в жизни каждого человека зависит многое. Оно нужно не только тем, кто в дальнейшем будет заниматься математикой, а всем без исключения. Учить ребенка учиться - значит организовать работу так, чтобы он не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои действия и действия других, творчески подходил к выполнению работы, видел результат (продукт) своей деятельности.
На моих уроках обучение математике направлено не только на передачу знаний, но и на развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
С детьми я бываю не только строгой, но могу шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень некомфортно. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.
При обучении математике у меня сложились следующие принципы работы:
1) Создавать благоприятную обстановку на уроке
2) Учить ребят ставить цели, преодолевать трудности.
3) Учить делать выводы.
4) Учить ценить время на уроке.
5) Находить положительные моменты в любом результате.
Я не только учитель-предметник, но и классный руководитель. Сегодня для меня более остро встают проблемы нравственности подрастающего поколения, психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей.
Одной из важных тем сегодня выступает взаимодействие школы и семьи. Нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы будущее своего ребенка. Мне родители доверили своих детей. И от меня во многом зависит, насколько они станут успешными!
У меня сформирован свой стиль взаимодействия с учениками, родителями, людьми, меня окружающими, отличительной чертой которого является творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате.
Кем же для ребенка является учитель? Человеком, который дает знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне кажется, что учитель должен быть человеком, который проживет вместе с учеником счастливые и печальные моменты школьной жизни.
Творец урока, процесса обучения










Нельзя не отметить, что XXI век – время новых информационных и коммуникативных технологий. Знаю по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы.
Очень хочется, чтобы процесс обучения стал радостным и гармоничным.
Ведущим среди этого является компьютер, интерактивная доска, поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность сейчас наиболее актуальны. Но никакая современная техника не сможет заменить эмоционального учительского слова.
Я всё больше убеждаюсь, что я счастливый человек: у меня замечательные дети, любимая профессия, каждое утро я с большой радостью иду в школу, чтобы снова встретиться с моими учениками, коллегами. А вечером, усталая, но все же любящая свою работу, иду домой, где меня ждет моя семья.
И опять я буду думать о школе, об уроках, буду готовиться, строить планы о том, что надо сделать еще, и еще…