Эссе учителя биологии МБОУ лицей № 4
Бекасовой Светланы Сергеевны
« Я – учитель»
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем
(Конфуций)
Когда у меня спрашивают, кем я работаю, всегда отвечаю: «Сею доброе, вечное» и каждый сразу понимает, что речь идет о профессии – учитель.
Читая рассказы других учителей, понимаешь, насколько у нас всех схожи пути становления педагогом. В детском саду, глядя на воспитателей, которые были добры и внимательны, хотелось стать похожими на них. В школе, походить на учителей, которые давали нам знания. И всегда был один…чей вклад был не оценим.
Я не исключение. В 7 классе я полюбила биологию, благодаря моему учителю Васильченко Ирине Александровне. Я буквально погружалась в мир животных, достаточно было просто побывать на уроке. И я для себя решила, что биология- это наука, которая мне интересна. По окончании школы стал вопрос: «Лечить или учить?» Взвешивая все «за» и «против», пришла к выводу, что учить важнее. Ведь для того, чтоб стать врачом, необходимо получить знания, полюбить биологию так, как люблю ее я.
В первые годы работы с детьми меня удивляло, почему дети подчас плохо воспринимают информацию, когда всё так просто… Это нам, взрослым, понятно, а детям – не всегда. Этот урок я усвоила не сразу, поэтому считаю, что настоящий учитель всегда должен говорить с детьми понятным для них языком, приводить факты и примеры из жизни, понятные им, а не нам. Тогда понимание материала становится проще. Учитель также должен быть в курсе современных веяний и тенденций, поэтому поддерживаю тесную связь с ресурсами сети Интернет. На сайтах можно не только почерпнуть интересующую информацию по какому-либо вопросу, но и повысить уровень своего мастерства.
Это стало одним из принципов, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Общаясь с детьми на уроках, я делюсь с ними своей системой ценностей, своим отношением к происходящему вокруг, несу им то, что интересно мне и понятно детям. И это должно быть искренне. Дети лучше нас, взрослых, чувствуют любую, даже самую незначительную, ложь, которая травмирует юные сердца. Быть искренней – другой мой принцип. Я плохо себя чувствую? Болит голова? Заболел ребенок? Дети это видят, они понимают, что мы тоже люди. И соврать, что все хорошо, это оттолкнуть ребенка. Ведь как научить ребенка быть честным, искренним, когда сам обманываешь? Нельзя, ведь ребенок искренне переживает, пытается подбодрить, в нем воспитывается чувство сострадания. И в этот момент появляется улыбка на лице, я собираюсь с силами и начинаю свой урок. Вот уже кто-то из детей отодвинул свой телефон, увлечённый моими словами. Другие задают наперебой вопросы, я им отвечаю, постепенно углубляясь в суть изучаемой темы. Время летит незаметно. Закончился урок, звенит звонок, но никто его не слышит, все остаются на своих местах. Мой рассказ заинтересовал учеников, они хотят знать больше. Конечно же, так бывает не каждый день. Но когда подобное случается, я счастлива. Счастлива, когда, придя на следующий мой урок, ребенок приносит дополнительную информацию сам…потому что ему была интересна тема урока. Просит помочь поставить какой -то опыт, провести эксперимент. Это счастье… Понимаешь, что работаешь не зря.
Спустя время, понимаю, что выбрала правильное направление. Учитель не просто дает знания, он их осмысливает, пропускает через себя: через свое сердце, свою душу, поэтому он, каждый день на каждом уроке переживает, радуется или удивляет своих учеников, постоянно находится в поисках. Приходя на урок, имеешь определенный план: чему и как я буду обучать детей, что от них буду требовать и что в конечном итоге они должны вынести с урока. Но с каким бы планом не шел на урок, нужно понимать настроение детей. Они могут прийти после контрольной, или после урока физкультуры…. необходимо понимать их состояние и следовать принципу «не навреди». И словно режиссер, военачальник, меняешь стиль поведения, тактику, молниеносно находишь новые пути и цели, чтоб дети окунулись в атмосферу моего урока, чтоб вынесли из него много полезной информации. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемой и неузнаваемой – трудная задача, но никто и никогда не говорил, что быть учителем просто.
По моему мнению, лучший способ научить — личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. Они учат меня многому. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это получение новых эмоций для себя, для своей души.
Я верю, что каждый ребёнок по своему талантлив, поэтому мне, и каждому учителю надо помочь раскрыть в ребятах способности и возможности. И я как учитель стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Для меня главное любить и понимать своих учеников, верить в них. Очень хочется, чтобы все мои ученики умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
Участвуя вместе с ними в конкурсах, олимпиадах, переживаешь как за себя, и, каждая их победа пусть маленькая, это и моя победа. И когда они с сияющими глазами бегут тебе навстречу с грамотой в руках, со словами: « Ура, мы выиграли!!!! Спасибо!» понимаешь, что когда счастлив ребенок, то счастлив и ты.
Мои выпускники поступали в медицинский, сельскохозяйственный институт, институт спортивной медицины. А некоторые выбрали мой путь. Путь учителя.
Но, однажды, по жизненным обстоятельствам, мне пришлось сменить работу, долго она не длилась. Она не доставляла мне удовольствия.
Я не могу без детей!
Я поняла, что моя профессия – учитель.
Об учителе можно много и долго говорить, но одно останется неизменным: учитель – это золотое слово, которое необходимо писать с большой буквы, так как ни одна человеческая деятельность не сравнится с работой учителя!
Учитель – это наукодатель, воспитатель, доктор, психолог, стратег, художник, писатель, режиссер, дирижер, и еще много скрытых талантов в одном слове – УЧИТЕЛЬ!!!
Коль светятся глаза учеников,
стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь,
сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ:
за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок и твой совет
ученики проносят через годы.