ТЕНЯЕВА ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решил учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
В юности почти каждый человек стремится подражать кому-то, желая стать личностью. Примером подражания для меня стала моя первая учительница – Москаленко Валентина Алексеевна. Мне всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель. И выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Я любила играть «в школу» то с куклами, то с подружками. Мне нравилось быть учителем: что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал». В начальных классах, приходя из школы домой, я садилась за стол не потому, чтобы делать домашние задания, а подражала своей учительнице и «учила» своих детей-кукол и только потом выполняла домашнюю работу.
Прошло время. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу. Моя мечта только крепла, и в 2013 году я поступила в Педагогический институт в городе Черняховске, а в 2016 - пришла работать в школу. Первые шаги в эту профессию я совершила в стенах родной школы посёлка Ульяново, а через год перешла преподавать в основную школу посёлка Маломожайское, где работаю и в настоящее время.
Поначалу было очень сложно, иногда опускались руки. Передо мной встали явные минусы профессии – мало свободного времени, непростые дети, загадочные родители, смешная зарплата. Но в скором времени я поняла, что с каждым днём меня всё больше и больше охватывает влюблённость в школу, в детей: ершистых и покладистых, серьёзных и озорных, но очень-очень интересных.
И в тот момент стала понимать что:
Учительство – это вечное ученичество.
Я хочу быть вечной ученицей,
Чтобы вместе с детьми учиться,
И творить, и открывать, Узнавать, и от работы, частичку тепла получать!
Мой учительский опыт – небольшой,
Но к нему отношусь я со всею душой.
Я учитель. Я в школе. И теперь уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни, это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Я - человек, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители не объяснит ни одна методика, это чувствуется душой, сердцем.
Я люблю свою профессию, люблю входить в класс, смотреть в глаза ребят, чувствовать их настроение и не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. И все это происходит со мной от большой любви к детям, к работе, к жизни в целом.
Мне очень близки слова английского педагога Александра Нэйлла: «…Я не лидер и не хочу им быть. Моя награда – не в похвалах, не в титулах, не в последователях, а просто в радости, которую мне доставляет моя работа».
На каждом уроке я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен быть постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Каждый мой день не похож на предыдущий,– это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить свою энергию, знания, умения. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они меня многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам и требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.
Учитель должен помнить, что за ним неотступно следят глаза ребёнка, не умеющего прощать ни малейшей фальши. И ещё – равнодушия к своей судьбе. Если учитель честен и справедлив, любит свой предмет и уважительно относится к тем, кому он его преподаёт, тогда он способен «зажечь» огонёк в детской душе, побудить его двигаться всё выше к вершинам науки.
Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.
Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Также эта профессия сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день.
Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Все время пытаюсь увидеть глазами ребенка тот мир, в котором он учится и получает новые знания.
Пусть говорят о том, что профессия учителя сейчас не престижна и молодежь не хочет идти работать в школу, но я думаю, что когда-нибудь профессия - Учитель будет самая престижная профессия.