СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я – учитель. Что значат эти два слова для меня? Как понять, являюсь ли я настоящим учителем,  педагогом, отвечающим всем требованиям современного образовательного пространства, или простым преподавателем, который планомерно даёт детям скучные прописные истины? Моё ли это призвание, или обычная профессия, предписывающая исполнять должностные обязанности?

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - учитель"»

Эссе «Я – учитель»

Настоящий учитель —

не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

Михаил Светлов


Я – учитель. Что значат эти два слова для меня? Как понять, являюсь ли я настоящим учителем, педагогом, отвечающим всем требованиям современного образовательного пространства, или простым преподавателем, который планомерно даёт детям скучные прописные истины? Моё ли это призвание, или обычная профессия, предписывающая исполнять должностные обязанности?

Ещё учась в школе, в конце восьмидесятых годов, я задумывалась о своём предназначении в жизни и в профессиональной сфере. Тогда я наивно мечтала стать балериной и представляла, как в будущем великолепно танцую на большой сцене. Меня одолевали разные желания: стать доктором и помогать страдающим от боли людям, быть библиотекарем и ездить на библиобусе к детям в маленькие деревни, где нет библиотек. Как-то даже услышала о романтической, как мне казалось тогда, профессии стюардессы. В общем, в то время я хотела стать кем угодно, но только не учителем. Всё дело в том, что мои родители были учителями, и я уже тогда прекрасно знала, что такое учительство. Это тяжёлый и ответственный, я бы даже сказала, подвижнический труд. Это вечная занятость родителей в школе и их отсутствие дома. Это бесконечная подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям, горы ученических тетрадей, которые нужно безотлагательно проверять. Это собрания, совещания, педсоветы, планы, разговоры только об учениках и решении их проблем с учёбой и поведением. А какая огромная ответственность лежит на учительских детях! Мне нужно было изо всех сил соответствовать такому статусу и не разрешать себе многого, что могли запросто позволить себе сказать или сделать мои сверстники.

И всё же, более двадцати лет спустя после окончания школы, я вернулась сюда уже в качестве учителя музыки. И могу признаться в следующем: я горько жалею только о том, что не пришла работать в школу раньше. Я не помню свои первые уроки, скорее всего, потому что была достаточно уверена в своей подготовленности. Тщательно продуманные планы уроков, интересные методические приёмы, а перед глазами моя учительница русского языка и литературы Лидия Михайловна Серых. Это педагог, который научил меня формулировать и выражать свои мысли, анализировать поэзию и прозу, читать между строк, правильно декламировать стихи. И, как итог, свободному владению словом. Это умение ничем не заменишь, поскольку, несмотря на обилие гаджетов и безграничных возможностей информационно-компьютерных технологий, каждый ребёнок нуждается в живом общении с взрослым человеком, тем более со своим учителем. Современных детей интересует множество самых разнообразных жизненных вопросов и тем. И в значительной мере мои уроки, беседы, мероприятия, репетиции и непосредственное общение дают этим ребятам необходимые ответы.

Мой опыт работы учителем небольшой – немногим более пяти лет, но я уже могу говорить о том, что с моим участием уроки музыки в нашей школе проходят насыщенно и ярко, а также в соответствии со всеми требованиями ФГОС (занятия построены на программе Сергеевой Г. П., Критской Е. Д.). И моя цель – сделать свои уроки интересными и незабываемыми, ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Современная система музыкального образования в школе нацелена на воспитание творчески развитого ученика. И я считаю, что УМК, собственные разработки уроков на базе основной рабочей программы, в достаточной мере решают эту задачу. Но для меня остаётся открытым вопрос развития музыкально одарённых детей. В нашей школе учатся талантливые дети, прямая дорога которых в школу искусств, и я понимаю, что в таких случаях моей компетенции не вполне достаточно для обучения ребёнка определённым навыкам и умениям вокального искусства, например. Существует ещё и категория детей, которые стараются скрыть свои музыкальные, актёрские и хореографические способности по причине закомплексованности. Основным методом выявления таких детей является метод наблюдения. И становится очень отрадно, когда этот метод вкупе с определёнными приёмами и техниками преподавания даёт отличный практический результат.

Руководствуясь в процессе своей работы с детьми такими принципами, как уважение к личности каждого ребёнка, выявление сильных её сторон, я даю возможность почувствовать им себя нужными в школе, значимыми, равными с учителем, взрослеющими людьми. Ну а личный пример всегда был и остаётся самым действенным методом воспитания. Принцип научности фундаментальной основы программы музыкального воспитания нацеливает школьников на изучение некоторых приёмов и методов научно-исследовательской работы. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является эффективным и важным моментом в воспитании не только «благополучных» детей, но и ребят с асоциальным поведением. Принцип разумной требовательности является своеобразной планкой в совместной групповой и индивидуальной работе как теоретической, так и практической (работа с хором или солистом). Принцип доступности направлен на создание приемлемых условий для развивающего обучения школьников. Но я считаю, что будет недостаточным просто найти применение педагогическим принципам и подходам к образованию детей в деятельности учителя. Необходимо быть для каждого ребёнка другом, воспитателем, в какой-то мере даже родителем, психологом, учёным, доктором, спортсменом, артистом, жилеткой, в которую можно выплакаться и ещё кем-то. И я думаю, что это правильно, поскольку ребёнок должен чувствовать безоговорочную поддержку человека, который находится рядом.

В современном мире миссия педагога не должна ограничиваться рамками его компетенций. Во власти педагога содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои силы.

С удовольствием вспоминаю времена своего школьного детства, разительно отличающегося от детства нынешнего поколения. Многое можно сравнивать, о чём-то рассуждать и делать определённые, порой спорные выводы. Но главное, что было незыблемым в сознании людей – это полная безбоязненность, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. А какой образ учителя был тогда? Умный, благородный, образец для подражания. Этот образ возникает, когда я вспоминаю такие советские фильмы, как «Доживём до понедельника», «Большая перемена». Сколько в них чистоты, особого смысла, атмосферы неиссякаемого энтузиазма и надежды на будущее! Хочется, чтобы наши ребята тоже с желанием учиться шли в школу, с удовольствием получали знания, думали, спорили и просто общались. Отсюда, смысл моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы наши дети понимали, что школа – это, действительно, второй дом, где их ждут, любят, примут всегда и дадут знания, которых они достойны.

К сожалению, имеется множество противоборствующих причин, способных привести все усилия педагогов к плачевному результату. Так, например, в данное время идёт негативная информационно-психологическая интервенция, самым разрушительным образом влияющая на психику детей. Я считаю, что один из путей решения этой проблемы заключается в поиске методов избавления от груза тяжких ненужных переживаний в душе ребёнка. Порой бывает достаточно сказать такому ребёнку нужные слова в нужное время и быть при этом предельно внимательным и тактичным. В своей работе с детьми, имеющими незначительные психологические проблемы, я применяю методики арт-терапии. А музыка, театр и хореография могут повлиять на ребёнка самым положительным образом. Коллективные репетиции к внеклассным мероприятиям, где царит атмосфера позитива, сплочения и продуктивного труда, в корне меняют настроение детей и впоследствии помогают стать самим собой, то есть счастливым ребёнком.

Для того чтобы работать динамично и продуктивно учителю, конечно же, необходимо заниматься самообразованием. С удовольствием приобретаю новые знания и умения, читая литературу, проходя курсы повышения квалификации и мастер-классы, просматривая в Интернете театральные постановки. Неплохим источником самообразования являются средства массовой информации. По возможности бываю в городе Улан-Удэ в музеях, театрах, на экскурсиях и выставках.

Переступая порог школы, я смотрю на приветливые лица детей, вижу их улыбки и понимаю, что здесь я нашла себя, я нужна моим ребятам, я могу отдать им всё, что знаю, умею и чувствую. Я – не просто учитель, я – счастливый учитель!