КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Я – учитель,
Вместо предисловия: обращаясь к прошлому. 1 сентября 1994 года. Моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем. Каким был тот день? Честно, не помню. Но в памяти ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает образ: мягкая улыбка, глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Зинаиды Андреевны Сухоруковой. Она не только учитель, но ещё моя бабушка. Бабушка сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая?
А через год я стою рядом со своим отцом Перян Василием Филипповичем, директором сельской Шабановской школы и разрезаю красную ленточку в честь открытия новой школы.
И исходя из того, что вся моя семья работала в школе, наверно, мне судьбой было уготовано пойти по их стопам.
И вот 2009 год. С этого года началась моя трудовая деятельность в школе. Я – учитель. Работаю уже 10 лет. И очень часто вспоминаю своих учителей. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие? Этими размышлениями и продиктована попытка осмыслить собственное «Я» через позиции разных участников этого действия, которое носит название «образовательный процесс».
С кого начнём? Пожалуй, с государства. Ведь именно оно официально и с полной ответственностью определяет критерии и качества учителя как профессионала. Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС. Что ждёт от меня ФГОС как от учителя? Много всего, что для учительского ума и внутреннего сознания остаётся для большинства, по всей видимости, на уровне теоретических знаний, не ставших профессиональной потребностью. Но именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований. Вот такое осмысление идиомы «Я – учитель» получилось у меня с позиции государства.
Кто ещё и как смотрит на меня как на учителя? Конечно же, моя дорогая администрация и весь тот управленческий аппарат, который на разных уровнях призван осуществлять за мной надзор, контроль, присмотр и оценку моего труда. Можно ли понять администрацию, предъявляющую ко мне высокие требования? Можно. И согласиться. Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».
Попробуем осмыслить позицию «Я – учитель» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Но в любом случае с родителем нужно сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. А нужно ему от меня, учителя, качественные и прочные знания, которые после школы помогут ребёнку быть успешным. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель.
А ещё есть самый главный для меня участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе. Есть Ребёнок. И у него тоже свой «Я – учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне?
Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться?
А ещё есть взгляд на учителя его собственный. Есть моё ощущение, есть моё понимание смыслов, заложенных во фразе «Я – учитель». Ведь это я – тот самый учитель, на которого смотрит государство, администрация, чиновники и методисты, директор школы, родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу? Что мне важно и дорого в моей профессии? А мне тоже важно и нужно, чтобы меня понимали и со мной считались, ведь я – живой человек, а незапрограммированный исполнитель должностных инструкций. Мне важно, чтобы дети мне верили и доверяли. Мне важно, чтобы у меня была возможность творчества и чтобы эту возможность не обрубали грубым росчерком бюрократического механизма. Мне важно, чтобы меня не ограничивали жёсткими рамками. Но мне ещё важно, чтобы у меня, кроме работы, была другая жизнь, были интересы, которые я могу реализовать не только в профессии. На ум сразу приходят слова всё того же В.М.Лизинского: «Если учитель с горечью сообщает, что у него, кроме работы, ничего в жизни нет, то, по-видимому, стоит пренебречь и работой, поскольку, если сосудов менее, чем два, то вливаться и выливаться нечему и некуда, а в России это и бессмысленно, и невозможно». Что интересного я могу рассказать о мире и жизни ребёнку, если я сама буду жить в ограниченном мире?
Мы постоянно в жизни выбираем. Каждый делает для себя свой выбор: быть учителем по призванию, по духу или быть рабом своей профессии, оставаясь в ней от безысходности, неумения найти себя в другой сфере и постоянно жалуясь на притязания и запросы учеников, родителей, администрации. Тогда это катастрофа, это несчастные дети и несчастный учитель.
Вместо послесловия…Цвет своего неба мы выбираем сами! Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.