Эссе Моя педагогическая философия.
Всему, что необходимо знать,
научить нельзя, учитель может сделать
только одно — указать дорогу.
Ричард Олдингтон
Каждый помнит своего первого учителя. В далеком 1973 году я впервые переступила порог маленькой сельской школы. Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей
Аджиевой Зоей Эдиковной. Это был удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд подбадривал, согревал меня и говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!» Вот так, сама того не зная, Зоя Эдиковна направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.
И ещё в выборе профессии педагога помогла мне моя мама. Она была по образованию учителем русского языка и литературы. Так сложилось, что ей не довелось работать (время было сложное). Но мама мне помогала в изучении этих предметов.
Окончив школу, я точно знала, какая профессия мне по душе. По совету Зои Эдиковны и при поддержке мамы, я решила поступать в Карачаево-Черкесское государственное педагогическое училище. И вот прошло уже более 30 лет, как я работаю педагогом. Добрым словом вспоминаю не только свою первую учительницу, но и благодарю маму.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к взаимодействию, обладающие чувством ответственности за себя и окружающий нас мир. В связи с этим возникают вопросы о том, как процесс обучения сделать ярким, увлекательным? Как побудить ребенка учиться без принуждения?
С помощью, каких средств и методов можно сделать обучение интересным и познавательным?
Ребенок. Кто и что это? Ребенок - человек, который несет миру что-то; человек, не достигший самостоятельности, и потому мы за него в ответе. Ребенок – это тайна, которую невозможно и не нужно разгадывать.
Нашим детям нужен утренний ветерок и весеннее солнце. Задача педагога, на мой взгляд, помочь ребенку раскрыть свои способности, научить трудиться и стать творцом, научить любить и понимать другого человека и быть любимым взаимно. Ребенок не вещь: он не поддается исправлению. Как сделать, чтобы ничего в ребенке не пришлось исправлять? Все требует усилий для понимания, требует перемены взглядов, перемены педагогической ВЕРЫ.
Каждому учителю хочется иметь ярких, талантливых учеников - «Знаек». Но дети к нам приходят очень разные. И нужно любить ребят всей душой, разных: способных и не очень,
добрых и ершистых. Конечно, учитель должен уметь находить подход к любому ребёнку.
Моя профессиональная деятельность привела меня к общению с особенными детьми. С теми, которые ограниченны в возможностях развития. Как работать с такими детьми, я совершенно не знала. А у « особенных детей» особые образовательные потребности. Было очень страшно начинать эту работу, в голове день и ночь звучал вопрос: Чем помочь этим «особенным детям»? Однажды, читая газету, на своем родном абазинском языке, я увидела стих, Ольги Григорьевой «Сила матери». Оно потрясло меня до глубины души, поэтому хочу поделиться с Вами.
Не каждому отцу и матери под силу
Ребенка-инвалида воспитать.
И жизнь порою кажется немилой,
Но мы встаем и боремся опять.
Мы боремся со страхом, со слезами,
Со слабостью, что шепчет «Не могу!»
Но кто же к крошкам нашим ночью встанет,
Если откажемся, не скажем: «Помогу!»
Кому, кроме родителей известно,
Как лучше для детей - особенных, иных?..
Порой и посторонним интересно,
Сколько в нас силы - в матерях простых
Да, в нем говорится о силе материнской любви. А скажите, не является ли учитель второй мамой для учащихся? И я решила, что ХОЧУ, МОГУ помочь детям с ОВЗ и их родителям. Я ломала себя изнутри, искала, находила формы и методы работы. За помощью обращалась к школьному психологу Рудь Надежде Петровне. Читала много специальной литературы, которая помогла мне приблизиться к особенным детям.
Со временем, ошибаясь, натыкаясь на препятствия, я освоила технологию работы с детьми с ОВЗ. Приоритетом в моей работе является индивидуальный подход с учетом психики и здоровья каждого ребенка. На занятиях стараюсь создать уютную, благополучную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с детьми благодарностью. Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальный внутренний мир ребёнка, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему миру, к самому себе. И вот с детьми с ограниченными возможностями здоровья я работаю уже 12 лет. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе. Умение радоваться своим небольшим успехам, улыбаться людям - всё это обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Мне ближе – «улучшать духовно». Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Главное в уроке, умение доступно преподнести знания, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».
Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. На уроках, улыбаясь, я заставляю думать каждого ученика, учу слышать собственные мысли , стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Я люблю наблюдать, за моими учениками, вместе с ними расту и совершенствую свои умения. Не забываю говорить им СПАСИБО за урок. Мне кажется, детям важно слышать слова благодарности. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда слышу от ребят « Что уже звонок с урока»? Как говорил замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, нужно находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Провожу динамические паузы, физкультминутки для глаз, упражнения для развития мелкой моторики рук. В середине урока использую прием « Пятиминутная дозволенность» когда , ребенок может выйти на минутку или попить воды.
Да, у меня особая профессия. Дети должны знать, что они не хуже других, и не лучше. У каждого свой характер. Только от них зависит, какими они вырастут людьми – положительными или отрицательными.
Каждодневное общение с детьми с ОВЗ учит взрослого человека терпению, отзывчивости, умению находить положительные эмоции в любых ситуациях. Видеть, слышать их каждый день для меня на протяжении 12 лет стало нормой. Я скучаю, когда не вижу их долгое время.
Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я буду стремиться к тому, чтобы повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство. Результатом моего педагогического труда должна стать личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни. Ребёнку необходимо давать право выбора на высказывание, даже если оно вас не удовлетворит. Главное в воспитании и обучении – умение выслушать, понять, поставить себя на место ученика, научиться принимать его точку зрения. Взвесив всё, высказанное ребёнком, уметь направить его действие в нужное русло, помочь открыть ту дверцу, в которую он пытается постучать, но и войти. Именно под такой «дверцей» подразумевается наше внутреннее, душевное настроение, с которым мы и приходим на урок.
Ребёнок – это уникальный проводник, который считывает информацию о тебе при первом появлении в классе. Постоянный поиск творческих идей, самосовершенствование, познание себя – это всё заслуга детей. Это они не дают потухнуть, наоборот - зажигают в тебе факел эмоций, чувств, совершенствования, являясь двигателем жизни. «Школьный дом» - это место, где всё время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Поэтому в этом мире уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, интересные и яркие люди!
2