ЭССЕ по обществознанию. ЕГЭ по обществознанию.
СЕКРЕТЫ написания
ЭССЕ
по обществознанию
2017
Что такое ЭССЕ ?
Эссе (франц . essai - попытка, проба, очерк.)
Эссе (лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.
ЭССЕ | Толковый словарь Ожегова Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
Ударение: эссе́ . Ср. р., нескл.
Это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний (по литературе ЭССЕ отличается от обществознания)
Эссе – это…
«… разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций"
Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Признаки ЭССЕ
max. 6 баллов
- Конкретная тема
- Субъективность
- Небольшой объем
- Внутреннее смысловое единство
(5 высказываний) – философия
– политология
– экономика
– социология
– правоведение
Как выбрать тему ЭССЕ ?
- Я понимаю смысл высказывания;
- Знаю с какими проблемами обществознания связана эта тема;
- Смогу ли я выразить свое отношение к высказыванию?
- Понимаю какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного выражения своей точки зрения?
- Я сумею привести примеры из истории, общественной жизни, литературы, географии.
Схемы и модели написания ЭССЕ
Среди критериев, по которым оценивается задание 29, критерий К1 является определяющим.
Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт по критерию К1 выставил 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям ( К2, К3 ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов
№
Критерии оценивания ответа на задание 29
Баллы
Раскрытие смысла высказывания
К1
Смысл высказывания раскрыт
ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании
0
(Учащимся следует обращать внимание на критерии, по которым эксперты будут проверять работы. Следует обратить внимание на К1)
«Я не согласен …»
Эксперт делает вывод, что ученик не понимает …
Проверка ЭССЕ экспертом по К1
№
Критерии оценивания ответа на задание 29
Баллы
Раскрытие смысла высказывания
К1
Смысл высказывания раскрыт
ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании
0
Раскрываем смысл высказывания в 1-2 предложениях
+
В данном предложении обозначаем проблему , поднятую автором (поднимаем проблему, пишем об актуальности проблемы)
«ПОД КУЧЕЙ ДЕНЕГ МОЖЕТ БЫТЬ ПОГРЕБЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША»
(Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)
- Еще раз написать название темы и имя автора
I абзац Высказывание Н. Готорна указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.
II абзац Представление точки зрения автора по проблеме
Автор в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н. Готорна – нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек может «потерять» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И, получив власть над другими, человек может лишиться всякой разумности.
(Даем представление о чем хотел сказать Готорн!!!)
ПРИМЕР:
Что съедает очень много времени, но не приносит ни одного балла?
- Краткая информация об авторе высказывания (например: И.Канта, родоначальник немецкой классической философии)
- Имена его предшественников, последователей или научных противников
НЕ НАЗВАЛ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРА?
НИ ОДНОГО БАЛЛА НЕ ПОТЕРЯЛИ!
(НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ И НЕРВЫ!!!
ВЫУЧИТЬ КТО КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО!!!)
Проверка ЭССЕ экспертом по К2
№
Характер и уровень теоретической аргументации
Баллы
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
В ответе приводятся отдельно относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения
2
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют)
1
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
0
К2
Проверка ЭССЕ экспертом по К2
№
Характер и уровень теоретической аргументации
Баллы
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
В ответе приводятся отдельно относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения
2
1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют)
0
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
К2
Это именно теоретическая аргументация! Еще раз понятия, теоретические положения, рассуждения, выводы.
Мини-выводы должны быть после каждого абзаца, иначе потерян будет 1 балл!
ПРИМЕР:
(теоретическое обоснование точки зрения)
III абзац Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества ( 1 ). Нравственное сознание человека – отражение в сознании человека отношение к нравственным нормам ( 2 ). Данное высказывание можно подтвердить мнениями известных людей. О нравственности человека рассуждали многие деятельные люди. Например, Карлайль Томас, который утверждал, что «наличные – не единственная связь человека с человеком».
Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И этому сложно противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть ( 3 ).
( 1 предложение – ТЕРМИН ) +
(2 предложение – ТЕРМИН ) + 2 балла
РАЗМЫШЛЕНИЕ (логическое построение мысли)
Проверка ЭССЕ экспертом по К3
№
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании.
Баллы
Факты и примеры, относящиеся к обосновываему (-ым) тезису (-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщениями СМИ, материалами учебных предметов (история, литература, география и др.), факты личного социального опыта и собственного наблюдения.
Приведено не менее 2-х примеров из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
2
К3
На практике, конкретные случаи из социальной жизни выпускника достаточно сложно правильно проанализировать. Рассуждения часто приводят к неправильным выводам
Проверка ЭССЕ экспертом по К3
№
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании.
Баллы
Факты и примеры, относящиеся к обосновываему (-ым) тезису (-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщениями СМИ, материалами учебных предметов (история, литература, география и др.), факты личного социального опыта и собственного наблюдения.
Приведено не менее 2-х примеров из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
2
К3
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ УМЕСТНО И КОРРЕКТНО!!!
Лучший вариант фактической аргументации - исторические факты, цитаты из публицистики, географии, сообщения СМИ. И не 1 пример из одного источника, а каждый из разного.
ПРИМЕР:
(факты и примеры)
IV абзац Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатство. Так брат главной героини, ради получения коня, решил отдать свою родную сестру цыгану. При этом придумав план, по которому уличить его в совершении бесчеловечного поступка условно было нельзя.
Один пример из литературного источника дает max. 1 балл
Проверка ЭССЕ экспертом по К3
№
Качество фактической аргументации
Баллы
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании.
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) , дана с опорой только на личный опыт и житейские представления.
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) из источника одного типа.
ИЛИ Приведен только один, относящийся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) пример.
ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому (-ым) тезису (-ам)
1
0
К3
ПРИМЕР:
(Аргументация. Собственный опыт)
V абзац Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлениях, совершенным в корыстных целях. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания
ПРИМЕР:
(Вывод)
VI абзац Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности, как была, так и остается в нашей стране. Пока человечество не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее «не уничтожить ».
НЕОБХОДИМО НАПИСАТЬ ВЫВОД ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ СТРУКТУРЫ
ШАБЛОН ЭССЕ
- Смысл высказывания
- Строим гипотезу
- Доказываем ее
- Вывод
Проверяют не по шаблону, а по
определенным критериям !!!
Примеры некоторых видов проблем
Какой нужен объём?
- Для обществознания нет конкретных цифр для объема эссе. Смотрится на раскрытие темы.
- Оптимальным считается объем 1-1,5 страницы.
- Если у вас крупный или мелкий шрифт, то отталкивайтесь от 150 слов минимум. Желательно не превысить 450 слов.
Примерные темы аттестационной работы.
– философия:
«Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)
– политология:
«Государственным благом является справедливость» (Аристотель)
– экономика:
«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн)
– социология:
«Люди существуют друг для друга» (М. Аврелий)
– правоведение:
«Законы должны иметь для всех одинаковый смысл» (Ш. Монтескье)