Краевой профессиональный конкурс
«Педагогический дебют» 2025
Эссе на тему: «Молодой педагог – будущее современного образования»
Рыжовой Ксении Витальевны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 имени А.И. Покрышкина
«Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую…» Д.С. Лихачев |
Каждый из нас, тех, кто только переступил порог школы, и тех, кто отдал не один десяток лет, уже не раз, отвечали на вопрос: «Что значит быть педагогом?».
Я – педагог, хранитель сокровищ великого русского языка, проводник в мир литературы и художник слова. Мой класс – это храм, где каждый урок становится путешествием в неизведанные миры, где мы исследуем тайны грамматики и открываем сокровища литературы.
Я не просто педагог. Я летописец, записывающий мысли и чувства учеников, архитектор душ, помогающий им строить прочные основы грамотности. Я друг и наставник. Я знаю, что каждый ученик обладает огромным потенциалом, и моя задача – помочь раскрыть его.
С самого детства я мечтала стать учителем. Мне всегда нравилось делиться своими знаниями с другими. Когда поступила в Ставропольский педагогический институт, то поняла, что нашла свое призвание. Вернулась в родную гавань в качестве молодого специалиста, учителя русского языка и литературы, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».
Школа... Учительство... Что же эти слова значат для меня? Память человеческая недолговечна. Одни события за давностью лет стираются в ней как ластиком, другие остаются, но приобретают вид старых выгоревших картинок с потрепанными краями. Но есть такие воспоминания, которые с годами становятся – то ярче и дороже. Для меня это школьные годы, мое счастливое детство. Я даже помню запах осенних цветов на Первое сентября, зажмурясь, чувствую, как мамины руки ловко собирают мои непослушные кудряшки в тугие строгие косички, а бабушка прячет мне под школьную форму нательный крестик и благословляет в добрый путь. Удивительно светлые воспоминания!
Преподаватель – это не просто профессия, это призвание. Это возможность не только передавать знания, но и формировать личности, воспитывать будущих носителей и ценителей великой русской культуры. Я уверена, что каждый урок – это маленький вклад в развитие и сохранение русского языка и литературы, в воспитание образованных и духовно богатых граждан нашей страны.
Педагогическая деятельность – это сложная и многогранная профессия, которая требует не только глубоких знаний, но и большого терпения, самоотверженности и любви к детям. Несмотря на все преимущества и радости, нельзя отрицать, что это очень трудная профессия.
Давайте представим день молодого педагога. Планерка. Вереница уроков. Журналы. Тетради. Разработка конспектов, планов уроков. Такой же насыщенный день, как и день рядового учителя, только усложняется это отсутствием драгоценного опыта, а значит добавляются трудности с выбором форм уроков, сомнения в подборе материала к занятию, вопросы по КТП и другие занятые вопросы. Учителя также сталкиваются с растущим давлением со стороны администрации и общества в целом.
Затмевает все трудности и невзгоды работы молодого педагога радость за успехи и достижения детей, которых он смог научить чему-то или вдохновить. Когда ты оказываешься за учительским столом, то с трепетом понимаешь, как мало этих коротких 40 минут урока, чтобы успеть все доступно объяснить и наглядно показать, лучше отработать материал с детьми, да и рассказать что-то обязательно интересное, иногда привести собственный жизненный пример или пошутить. Но все же и за эти короткие временные отрезки каждый новый день, каждый новый урок открываешь в каждом ребенке новое, неизведанное. Большое удовольствие приносит мне та отдача, с которой дети работают на уроке, их старание и стремление узнать что-то неизвестное. Ничто не заменит радости за ученика, получившего пятерку за диктант, а, значит, в полной мере усвоившего все уроки учителя.
Именно в такие моменты понимаешь, что твой труд не напрасен!
Я убеждена, что современный педагог должен быть не только носителем знаний, но и умелым методистом, владеющим новыми образовательными технологиями. Я постоянно стараюсь совершенствовать свои профессиональные навыки, посещаю дистанционные курсы и стараюсь впитать в себя опыт коллег и наставников.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, поэтому я стараюсь учитывать особенности и потребности каждого ребенка в обучении.
Сотрудничество. Обучение должно быть совместным процессом, в котором участвуют и ученики, и учитель. Я поощряю за активное участие в уроках, умение задавать вопросы и высказывать свое мнение.
Я горжусь тем, что являюсь учителем. Это профессия, которая дает мне возможность не только передавать знания, но и менять жизни людей к лучшему. Я верю, что каждый из нас может внести свой вклад в развитие общества, воспитывая образованных, ответственных и успешных граждан.
Я не идеальный педагог, но я постоянно стремлюсь к совершенствованию. Я знаю, что на моем пути будут и трудности, и неудачи, но я уверена, что моя любовь к детям и моя приверженность педагогическому делу помогут мне их преодолеть.