Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
имени Георгия Капитоновича Кухаренко село Шабельское
муниципального образования Щербиновский район
К муниципальному этапу краевого профессионального конкурса
«Педагогический дебют» в 2023 году
Конкурсное задание-эссе «Я - педагог»
Автор:
Минаева Маргарита Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11 им. Г.К. Кухаренко
с. Шабельское
2022 год
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель...» (Л. Толстой) |
Учитель… Как много в этом слове уважения, гордости, тепла! С первого дня поступления в школу ребенку учитель заменяет самого дорогого ему человека - маму. Для маленьких учеников он является опорой, надеждой, наставником, примером для подражания.
В жизни каждого человека есть два основополагающих момента, связанные с профессиональным самоопределением: первый - когда в юном возрасте он решает, кем ему быть, с какой профессией связать свою жизнь, и второй - когда уже в процессе включения в работу или через несколько лет понимает, правильный выбор он сделал когда-то или нет.
Прозвучит, возможно, банально, но стать учителем я мечтала стать еще с детства. Еще в школе, я поставила себе цель - стать учителем, и с выбором профессии все уже было определено. В другой профессии себя я и не представляла. Большой вклад в выбор моей профессии внесла моя первая учительница - Колесникова Галина Владимировна, которая много лет проработала учительницей начальных классов и привила мне любовь и к детям, и к своей профессии. На уроках, глядя в глаза любимой учительницы, я всегда старалась ее копировать, запоминать каждое ее слово и действие. Поэтому я согласна с мнением, что первую учительницу забыть невозможно. Большинство людей помнят свою первую школьную учительницу всю свою жизнь и вспоминают школьные годы с теплотой и благодарностью, которые греют душу. Она искренне любила нас, а мы её. Всегда поощряла нас, своих учеников, за достижения в учебе. После уроков оставляла детей, которые не успевали, никогда не жалела своего времени, занималась с ними, несмотря на то, что рабочий день уже был окончен.
В школе есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые искренние люди - наши дети.
Я часто задумываюсь, какой я - учитель? Каким должен быть настоящий учитель, которого бы любили и уважали дети... Для меня всегда слово - учитель означало что-то очень высокое, очень важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Такими были учителя в нашей школе, таким учителем стараюсь быть я.
Хочу поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности. Быть учителем очень ответственно, ведь мы во многом решаем судьбу каждого ребенка. От одного человека зависит будущее большого количества детей и то, насколько они преуспеют в жизни. Не только ученики учатся у учителя, но и сам учитель учится у своих учеников.
Быть учителем сложно. Я четко понимаю, что учитель - это педагог, воспитатель, психолог, художник, артист. Ребенок - факел, который нужно зажечь. Передо мной, как учителем, стоит задача: найти и помочь ребенку раскрыть свои таланты и способности, ведь эти качества есть у каждого ребенка. Привитие детям чувства уверенности в себе и в своих возможностях возложено на плечи педагога.
Настоящий учитель не просто отбывает время на своем уроке, его сердце болеет за каждого ученика, он постоянно в напряжении, ведь нужно уметь быстро находить выход из какой-либо ситуации, здраво рассуждать, принимать справедливые, обдуманные решения. Человек, выбирающий эту профессию должен обладать добрым нравом, быть терпеливым и ответственным. На своем личном опыте могу сказать, что вместе со своим классом учитель радуется победам, достижением и огорчается неудачам своих детей. Учителю нужно всего себя отдавать детям. Педагог должен оставаться авторитетом и достойно проходить все испытания, возложенные на его плечи.
Учитель - это удивительная профессия. Ее значимость и востребованность никогда не утрачивала смысл с развитием общества. Изменения в обществе требуют не обычного выпускника, а уже взрослого человека с огромным багажом знаний, определенной жизненной позицией, нестандартным мышлением, который, не теряясь, может сориентироваться, перестраиваться, в этом постоянно меняющемся мире, человека нравственного с высокой культурой, который сможет самореализоваться в жизни. Ведь если бы не было учителя, то не было бы и других профессий.
Невозможно представить жизнь без учителя. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте! Начнем урок». Во время учебного процесса учитель должен быть капитаном корабля, плывущего на пути к знаниям, направляющим командиром и лидером, руководителем и наставником, который будет вести детей за собой и побуждать их к стремлению получить новые знания, достигнуть успеха и максимально заинтересовать.
Я стараюсь, чтобы на моих уроках дети видели с моей стороны позитивный настрой, доброжелательность и отзывчивость. Я думаю, что педагогу необходимо быть в меру строгим, но и обладать чувством юмора. Это значит, что дети не должны быть все время в напряжении во время урока. Нельзя вести беседы на посторонние темы, учителю нужно следить за каждым своим словом, обдумывать каждый свой шаг. Ведь родители доверяют нам самое ценное - своих детей. Между педагогом и учеником должна быть тесная психологическая взаимосвязь и взаимопонимание. Учитель обязан создавать обстановку доверительных отношений.
Иногда бывают такие моменты, когда сомневаешься в себе и своих способностях. Но, когда заходишь в класс и видишь, что перед тобой будущее нашей страны, то все сомнения тотчас рассеиваются. Все же радостных, позитивных, эмоционально-ярких моментов и побед больше, чем разочарований.
Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников.
Образование - это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, а вместе с учителем. Именно от того, насколько полно, осмысленно и радостно будет прожита для него жизнь в школе, в огромной степени зависит его успех в будущем.
Учитель! Какое ёмкое и многогранное понятие. Учитель воспитывает и обучает. Учитель - друг и наставник. А школа? Школа - это удивительный мир, который позволяет взрослому человеку продлить встречу с детством. В школе все предметы - это тайна, загадка: попробуй, узнай, изучи. Это, как шкатулка с секретом для малыша - вроде всё на виду, но есть обязательная тайна, без которой игрушка неинтересна, и только я смогу открыть им эту тайну.
Завтра будет новый день, что он принесёт, я не знаю. Но, знаю точно: войду в класс и увижу глаза моих учеников. В них любовь, интерес, мечтательность, доверие.
Глядя в эти глаза, я понимаю: я – учитель! Мне доверяют, у меня учатся, за мной идут, и самое главное, мне верят.
Кем станет каждый из них в будущем? Не знаю. Главное - чтобы каждый стал личностью, чтобы все положительные качества, которые я стараюсь заложить в их души, остались на всю жизнь. Главное, чтобы каждый стал хорошим человеком.
Я люблю свою работу. И осознание того, что есть такая профессия учитель, что я нужна своим ученикам, коллегам, делает мою жизнь прекрасной, хочется творить, удивлять и радовать людей, которые меня окружают. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, чтобы идти в ногу со временем.
Современный учитель не должен бояться брать на себя ответственность, должен быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, уметь, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие лучший результат. В этом я вижу свой педагогический долг!