ЭССЕ НА ТЕМУ «АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ»
Составитель:
Крутских Дарья Александровна,
Учитель начальных классов
Эссе на тему «Актуально ли внеклассное чтение сегодня?»
В наши дни, когда решающее значение в социальном прогрессе общества придаётся человеческому фактору, роль художественной литературы как средства формирования личности, её творческого потенциала значительно возрастает. Наряду с другими видами искусств литература — искусство слова - в немалой степени определяет нравственное здоровье общества, способствует осознанию общественной значимости человека, помогает ему быть психологически гибким, адекватно реагировать на изменения социальной действительности, противодействовать стандартизации мышления и очерствению чувств.
Основные функции литературы — это общение, познание и созидание окружающего мира и самих себя как части этого мира в его непрерывном развитии.
Как же помочь детям овладеть величайшим из чудес, созданных человеком, этим мощным орудием развития духовных сил человечества? И главное — не забыть о всестороннем развитии и воспитании ребёнка. Начинать необходимо с книжной среды в семье, а затем и в школе. Ведь книга, не прочитанная ребёнком в детстве, будет потеряна для него навсегда. А если ребёнок с детства приучен читать хорошие книги, это привычка к чтению, бесспорно, останется у него на всю жизнь.
Значит, одна из задач учителя — приобщить ребёнка к книге и чтению. При этом важна активность самого педагога, которая немыслима без учёта реального освоения мира детьми, без изучения динамики читательских предпочтений современного ребёнка, без понимания природы искусства слова, без осмысления своих собственных возможностей и библиотечных ресурсов.
Эти задачи и призвана решить в начальной школе система занятий по внеклассному чтению: уроки внеклассного чтения, самостоятельная читательская деятельность обучающихся, а также внеклассные и внешкольные формы работы с книгой.
Прежде всего, необходимо чётко разграничить задачи, стоящие перед уроками литературного и внеклассного чтения. На уроках литературного чтения дети учатся читать, эмоционально воспринимать и анализировать отдельное произведение, а на уроках внеклассного чтения учащиеся работают с книгами, объединёнными одним автором или темой.
Литература является одним их самых мощных средств приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, воспитания. Отсюда следует определяющая роль уроков и внеклассного чтения по литературе в системе начального образования.
Литература как искусство слова имеет свои функции (воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую) и воздействует не на отдельные стороны психики человека, а на личность в целом. С помощью литературы можно воспитать у ребенка высокие нравственные качества, развить его эмоциональную сферу, творческие способности.
Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Задача педагогов воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа, постигать глубину художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать "в ткань" художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями (особенности жанров, средств выразительности и т.д.), необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только уроки развивающего литературного чтения и внеклассное чтение в полной мере способствуют воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы, читателя, который может получать непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным , оценивать прочитанное с разных сторон и точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения).
Таким образом, внеклассное чтение имеет огромное значение в развитии учеников как личности, а данная задача – формирование личности ребенка, воспитание нравственно-эститических чувств будет актуально всегда.