Эссе
На тему: «Кризис 7 лет или «Я взрослый?»
"Все начинается с детства" - это знакомая всем фраза отражает специфическую и самостоятельную форму бытия ребенка. Развитие жизненной компетентности, личностное развитие ребенка сегодня становится главным вопросом в дошкольном и младшем школьном образовании.
Любой возрастной кризис не прощает пренебрежения к себе и если не обратить на него внимания, может оставить на память не самые приятные последствия для ребенка, в виде низкой школьной успеваемости, проблем в общении, нежелании учиться, а порой, и в виде невроза. Но этого можно избежать, если вовремя заметить проявления возрастного кризиса и помочь ребёнку его преодолеть.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Он определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребёнка-
дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Первое и главное проявление детского кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для ребенка шести-восьми лет? Каковы проявления?
- Утрата детской непосредственности;
- появляется манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше,
- паясничает;
- возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок
- начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я добрый», «я
злой»;
- возникают такие образования как самолюбие, адекватная самооценка;
- феномен «горькой конфеты»: ребенок добивается своего, но не испытывает
от этого удовольствие, потому что осознаёт, что добился этого социально
неодобряемым путем;
- возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и
становится неуправляемым.
Анатомо-физиологическое развитие и постепенное решение кризиса приводят к таким психологическим новообразованиям:
- произвольность психических процессов;
- появление внутреннего плана действий;
- появляется рефлексия (осмысление условий, закономерностей и механизмов его деятельности), а также самооценка и самоконтроль.
Помогает в преодолении кризиса игра и тигровые технологии: в обучении, развитии, воспитании и в общении, социализации.
Переход на новый этап развития – это не только новые права, но и новые обязанности. Быть взрослым – это не только когда тебе разрешают самому сходить в гости к другу, но и когда ты можешь присмотреть за младшим братиком или сестренкой. Не бойтесь проявить свою «слабость», пожаловавшись ребенку на усталость или плохое самочувствие. Дайте ребенку возможность поухаживать за вами, проявить заботу и внимание.