«Школьная оценка»
Слово «оценка» сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Внутренняя оценка, когда мы сами рассматриваем себя под призмой различных критериев: внешность, характер, манеры, поступки, пристрастия. Есть оценка внешняя, когда баллы нам выставляют окружающие: родственники, знакомые, друзья, близкие, а иногда совсем посторонние люди.
Впервые мы встречаемся с оценкой еще в утробе матери. Да-да, уже там нас оценивают по различным параметрам и даже выставляют баллы. После, оценивание встречает нас в семье. Родители вольно или невольно сравнивают ребенка, с какими либо стандартами. Вымышленными, придуманными или существующими на самом деле. Но наиболее тесно, осознанно и болезненно мы сталкиваемся с оценкой в школе.
Придя 1 сентября в первый класс, ребенок уже готов к тому, что в него полетят двойки, тройки и пятерки. Дома родители провели разъяснительную работу. Каждому малышу понятно, что мама и папа желают видеть лишь цифру «5», в крайнем случае «4». И все для того, чтобы тоже оценить ребенка как «молодец» или «умница». Вслед за этим и ребенок выставит себе внутреннюю «цифру» в виде суждения «я могу» или «неудачник», если что-то пойдет не так. Замкнутый круг.
Родители, да и дети тоже высоко ценят просто цифры. Ошибочно считая, что именно в них залог успешности и светлого безбедного будущего. Иногда, в гонке за высоким баллом отодвигаются на задний план знания, таланты, желания, личность.
Мы – учителя тоже подливаем масло в огонь. Нам нужны показатели, высокие результаты, проценты. Снова все крутиться вокруг цифр. Да, мы даем знания и это, кажется для нас первостепенным. Но, лишь на первый взгляд. Вспомните это горькое чувство, когда после контрольной работы большая часть учеников класса получают «2». Первое, что приходит нам в голову – «я плохой учитель», «дети трудные», «вокруг одни лентяи» и пр. А уже затем, поразмыслив, мы можем прийти к заключению, что материал был трудным, требующим больше времени для усвоения, ребята были уставшие или в плохом настроении и вообще, день был не подходящим. И да, большое количество неудовлетворительных оценок вовсе не говорит о личности ученика или учителя. Оно лишь показывает слабые места и указывает направление роста. В голове, в идеале, конечно, появляются мысли о совершенствовании процессов, творчестве, росте и прогрессе. Совсем другая окраска и настроение, не правда ли?
Школьная оценка должна перестать быть кнутом или пряником. Роль ее намного важнее и глубже. Оценка должна показать всем участникам образовательного процесса траектории развития и роста. Мы должны перестать смешивать цифры и личность.
Родители перестанут требовать пятерок, когда поймут, что оценка лишь показатель сформированности критериев, а не индикатор успешности или не успешности ребенка в жизни. Дети перестанут прятать дневники и блокировать электронные журналы, когда поймут, что родители любят их, безусловно. Ученики должны знать, что учитель, выставляя оценку, оценивает навыки и умения, а не конкретную личность. Получив «2», ребенок должен стремиться к совершенствованию и росту, а не впадать в уныние и опускать руки. Учителя, оценивая учеников, должны отказаться от личностного подхода. Оценивать критерии, а не человека. Мы все должны перестать использовать оценку как инструмент наказания или поощрения. Нужно запустить оценку, как механизм развития, роста, совершенствования и прогресса.
Давайте разделять цифры и личность. В итоге мы живем и существуем, пока еще, в мире людей, эмоций, чувств, а не машин и бездуховности.