Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кугейская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Конкурсная работа
«Педагогический дебют»
ЭССЕ
«Вожатый и ученик растут вместе»
Старший вожатый МБОУ Кугейской СОШ
Резван Ирина Александровна
с. Кугей
2021г.
В течение жизни нам приходится делать выбор. Зачастую, очень трудно принять то или иное решение, зная, что оно определяет твою дальнейшую судьбу. Но я выбрала свой путь в профессии – это старший вожатый. В дальнейшем хочу стать учителем и поэтому в 2020г. поступила в Донской Педагогический Колледж. В данный момент, я работаю старшим вожатым, совсем немного, только пять месяцев. Сбылась моя мечта детства, я стала работать в школе с детками! Я стала вожатым! Для меня эти слова звучат гордо! Но мое сердце зачастую переполняется тревогой, волнением, переживаниями. Как стать хорошим наставником для детей. С чего начать? Как завоевать любовь, уважение, доверие детей? Как дать им необходимые прочные знания? Как помочь им сделать верный выбор? Вопросов было так много, а раздумывать над ними уже было некогда. Надо было начинать работать! Добросовестно работать! Уважать, любить и принимать каждого ребенка таким, какой он есть! И расти! Расти вместе с ним, с учеником! С каждым в отдельности и со всеми вместе.
Правда не все и сразу у меня получалось. Приходилось к некоторым ученикам делать особый подход, находить особый ключик к каждому. Первый день у меня, был в 5 классе, у нас были «Подвижные игры на улице». Сначала дети не хотели играть, находили много причин. И мне как старшему вожатому нужно было принимать решение, я думала, что у меня ничего не получится. Я начала придумывать какие - то новые игры, задания. Соревновались, бегали, лазали на турниках. В итоге нам, даже не хватило времени наиграться. Прозвенел звонок и все пошли готовиться к следующему уроку. Время пролетело незаметно. Ребятам очень понравилось, как мы провели время!
«Вожатый и ученик растут вместе». А что значит «расти», значит развиваться: расширять кругозор, усложнять систему учебных, коммуникативных и личностных взаимодействий. Больше понимать, больше чувствовать, больше предвидеть. В учебном процессе, обучающийся приобретает новые знания, под чутким руководством мудрого наставника. Формируются его мировоззрение, навыки, умения, которых раньше не было. А что же вожатый? Чему он учится в этом совместном процессе обучения? Любовь, теплота, доверие, справедливость, душевность, отзывчивость – это малая часть тех качеств, которыми должен обладать вожатый, способный взять на себя ответственность за будущее и попробовать «вырасти вместе». Расти – значит больше, чувствовать, предугадывать. Вожатый тоже «растет», «растет» вместе со своими учениками каждый день. Расширяет знания о самих детях. Ведь если каждый новый ученик – это неразгаданная новая вселенная с неоткрытыми, талантами и способностями, то нужно приобретать новые умения и навыки взаимодействия с учениками. С каждым приходится говорить на языке ему доступном и интересном, уметь правильно подобрать «ключи» к каждому. В зависимости от изменчивости времени и среды совершенствовать свое мастерство, расставлять необходимые акценты. Ведь то, что было очевидно вчера, сегодня требует пояснений, а то, что накануне считалось просто мечтой, в настоящий момент проявилось, и вожатый обязательно должен учитывать все эти изменения, идти в ногу со временем и «расти» в соответствии с современными требованиями и изменяющимися условиями.
Таким образом, растет ли вожатый по мере роста своего ученика? Безусловно. Новое поколение – это новые подходы и технологии. Следовательно, выросшее поколение учеников тоже передает мне частицу своего видения мира, обогащает мои представления о мире и об актуальных предпочтениях современного молодого поколения.
Бывает и так, что ученики учат вожатого освоить какую-нибудь сложную программу: они с детства лучше ориентируются во всевозможных гаджетах, уже разобрались, уже сумели освоить. А вожатый не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. Так ли уж это плохо? Это целесообразно и практично! Кроме того, это дает прекрасную возможность сотрудничества, сотворчества и сопереживания.
Зачастую так непросто понять ребенка, особенно, когда его поведение не укладывается в общепринятые привычные рамки. Но поговорив с ним или с его друзьями, одноклассниками, войдя в его положение, начинаешь понимать, что во многом со своей позиции он оказывается прав. Важно уметь найти подход к ребенку и сделать соответствующие выводы. Объяснить и принять самобытность личности и пути каждого человека. Поступки ребенка подчас продиктованы не стремлением «победить» взрослого или одноклассника, самоутвердиться, пошалить или кого-то обидеть, а вынужденной «необходимостью»: то ли борьбой за свои права, то ли, в силу детского возраста, неумением предвидеть последствия своих действий, то ли обидой, то ли плохим самочувствием. Причин найдется много. И когда удается посмотреть на ситуацию другими глазами, тогда поступки раскрываются с иной стороны и открывают нам истинную картину, разрушая ее стереотипное восприятие. Действительно, у учеников есть чему поучиться! И это ценно невероятно!
Вожатый бережно направляет самообразовательную работу ребенка. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в информационном потоке, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. А этого может достичь лишь вожатый, обладающий коллективно - творческим мастерством, развитие детских общественных организаций, работа в командах. В этом также заключена моя работа, я стремлюсь стать мастером своего дела. Вожатый, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть знаниями и способностями, коммуникативностью.
Как вожатый, я должна привить каждому ребенку, первоначальные умения и навыки, воспитывать чувство коллективизма и дружелюбия, работать в команде. Развить творческие способности и задатки у учеников путем конкурсной соревновательной деятельности. Я считаю, что у меня многое получается. Организация проведение внеклассных занятий. Развитие и деятельность детской общественной организации, учитываю интересы и потребности обучающихся. Развить мышление, воображение школьников. Формирую умение общаться и работать в команде. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, я ставлю перед собой все новые и новые цели по совершенствованию воспитательного процесса.
Очень важно сформировать свой стиль взаимодействия с учениками, на основе сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Вожатый должен быть в одном лице и друг, и товарищ. Психолог, массовик - затейник, организатор, фантазер, режиссер-постановщик…
Это честный, справедливый, отзывчивый лидер коллектива, всегда готовый увлекать школьников на что-то новое. Способствовать проявлению интереса у детей к определенному роду деятельности. Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый должен стать для детей и подростков не только старшим товарищем, но и другом, к которому бы прислушивались. Человеком, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты. Умело предоставлять детям свободу.
Вожатый – это призвание! Вожатый - это состояние души! Вожатыми становятся по убеждению, из любви к детям.