«Мы - ничтожные марионетки в руках безжалостной Судьбы», - утверждает великий Сомерсет Моэм. Безусловно, с ним можно поспорить, либо вовсе не соглашаться, однако в большинстве случаев мы и не догадываемся, какие невероятные повороты преподносит нам, порою, Судьба!.. Судьбу не выбирают. Не выбирают эпоху, страну и родителей. Судьбу не выбирают, но только мы вправе решать, как мы проживём нашу жизнь в мире, который выбрал нас. Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведённые нам десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным в прошлом, настоящем и будущем…
Профессия учитель в те давние времена, когда я сама стояла перед выбором пути, была очень уважаема в обществе, мире. Учитель для детей был «идеальным» человеком, своеобразным народным идеалом, что отражалось в целях народного воспитания. Видимо, именно это повлияло на выбор моей будущей профессии.
Говорят, что учитель - не профессия, это призвание. В детстве, когда учились в школе, мы верили, что у нас будет прекрасное и счастливое будущее, но реальность поставила всё на свои места. А как в шестнадцать лет понять, каково твое призвание? В том возрасте я стояла на распутье между фармацевтикой и педагогикой, но девяностые годы, привнесшие много смуты в нашу страну, нашу юность, породили желание стабилизировать свою жизнь, привести ее к четкому порядку, что нам могла дать только школа.
И сегодня на своих уроках я убеждаю учеников, что их будущее – это не просто течение времени, а результат их труда, кропотливого и каждодневного труда над собой, над изучаемым материалом, над поставленными краткосрочными и долгосрочными целями. А учитель поможет в создании будущего, он скрепит своими знаниями те кирпичики умений и навыков, которые они сами наработают, чтобы всем вместе создать крепкий фундамент их будущего.
Современный педагог не просто передает свои знания детям, он учит их учиться, потому что без этого необходимого навыка все попытки тщетны.
Современный педагог превратился в редкий элемент социума, чья деятельность направлена не только на передачу накопленных человечеством культуры и опыта. Современный педагог, эффективно используя то, что ученики находятся в школе практически целый день, создает условия для их личностного развития, модель поведения в обществе и постоянно ведет подготовку к выполнению определенных социальных ролей в нашем обществе.
Очень трудно определиться с тем, какие навыки будущего необходимы современному учителю, но попытаемся увидеть приоритеты системы образования на ближайшее будущее.
Ситуация с распространением коронавирусной инфекции породила новые запросы к системе образования, играет свою роль и глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растет популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning). И весной 2020 года дамокловым мечом повисло над учительством обучение на цифровых платформах. И вопрос не в том, что учителя были не готовы к такому повороту событий, хотя и это имело свою роль. Возникла одна из самых сложных задач — это снабдить всех учителей, всех
без исключения, всем самым необходимым для успешного и результативного обучения детей.
Пандемия выдвинула собственные требования к педагогу нового поколения — необходимость владения цифровыми компетенциями, быть способным адаптировать урок к любым условиям и формам, уметь держать внимание класса в любой ситуации.
Многие учебные цифровые платформы после перевода школ на дистанционное обучение, проводили разного рода исследования, по результатам которых оказалось, что растет спрос на учителей с хорошим знанием методов онлайн-обучения, а также обладающих «цифровой грамотностью». Цифровая грамотность становится неотъемлемой частью современной жизни педагога.
Практико-ориентированные задания в ГИА, обучение с применением дистанционных технологий требуют постоянного обновления имеющихся знаний учителя, методик и технологий обучения. В такой среде просто необходимо обладать аналитическими способностями. Нам всем придется все больше самостоятельно анализировать информацию, выбирать самые необходимые данные и все меньше опираться на готовые методические пособия и учебники.
Многие навыки человечества в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и нас, учителей. Поэтому умение непрерывно и самостоятельно учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Хотелось бы еще выделить креативное и проектное мышления. На сколько они важны, понимают те педагоги, которые уже сейчас пытаются в своей работе опираться на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Сами того не замечая, мы пришли к тому, что наша педагогическая деятельность становится проектной: все больше она нацелена на то, что усвоенные ученик может и должен применять на практике, вместо просто отработанных часов или выполненных планов.
Как и во все времена, в педагогике существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения, иначе мы «потеряем» огромное количество учеников, не реализовав их возможности в обучении, даже применяя «Навыки будущего для учителя настоящего».
Из-за обилия педагогических реформ работать в сфере образования стало очень непросто, а наиглавнейшая проблема современного образования- это старение кадров. Школы еще работают и учат детей доброму и светлому, знаниям и умениям, но молодые учителя по окончании университетов не торопятся идти работать в школу. А все потому, что профессия не престижна, оплата труда низкая. Многие, кто попробовал себя в этой профессии и ушел, главным фактором ухода назвали нормативные рамки, ограничивающие творческий подход к работе учителя, бесконечные отчеты, анализы проведенных работ.
А что происходит с социальным статусом учителя? Учитель уже не обладает тем авторитетом перед родителями и детьми, учителю в лицо говорят о том, что вы, учителя, просто предоставляете услугу, вот и предоставляйте…
Что случилось с нашим обществом? Почему такое пренебрежение к людям, чей труд помогает детям вырасти грамотными, образованными людьми?
Необходимо развитие института семьи и брака по всей стране. Необходимо, чтобы родители всецело и полностью понимали, что развитие и воспитание ребенка и их ответственность тоже, а не одного учителя. Необходим тандем: учитель-ученик-родители ученика. Учитель поможет скорректировать поведение ребенка, подскажет как поступить, найдет к нему индивидуальный подход и объяснит непонятную тему урока двумя-тремя разными способами. Но ребенок сам должен стремиться к получению знаний, и это желание воспитывается в семье.
На сегодняшнем этапе развития общества, для повышения престижа и авторитета учителя следует вводить не только карательные и проверочные меры к учителям: учителей необходимо защищать, чтобы этот перманентный страх быть обязанными всем не мешал нам работать, творить, развиваться.
Судьбу не выбирают…
В 1984 году я пришла в эту школу маленькой девочкой и училась в первом экспериментальном классе шестилеток Тихвинского района. Наш класс был первым при переходе на одиннадцатилетнее обучение, наши учителя были самыми светлыми и лучшими людьми, которые научили нас жить. А выживать мы учились сами. И вот, спустя много лет, волею судьбы я снова в этой школе. Мои учителя, к которым я до сих пор испытываю чувство глубокого уважения и благодарности, стали моими коллегами, и они до сих пор пытаются нас, «молодых», чему-то научить, подсказать, подарить нам частичку тепла.
Судьбу и будущее не выбирают, их творят.
Творим мы: здесь и сейчас.