Попикова Наталья Александровна
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №14»
Учитель начальных классов
Эссе «Педагог глазами ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Ещё в детстве, я читала сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», и у меня возникло непреодолимое желание тоже завладеть этим необыкновенно волшебным цветком, да, не спорю, мне хотелось иметь какие-то вещи, которых ни у кого не было, но самое главное, мне захотелось, чтобы люди выздоравливали и жили полноценной жизнью.
Шло время, и я выросла: окончила школу, затем педагогическое училище, а потом педагогический институт. И вот – я педагог! Гордость за свою профессию ни на минуту не покидает меня, профессиональное мастерство растёт из года в год. И ни разу за свою педагогическую деятельность, я не усомнилась в выборе своей профессии. Я считаю, что в школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. Да, для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть педагогом – это значит жить.
Свою педагогическую деятельность я связала работой с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Эти ребята требуют к себе повышенного внимания, определённой заботы и безграничной любви. Мало кто знает, что скрывается в их детских душах, насколько травмирована их психика, что видели их глаза. Но я знаю, точно, что попадая в коллектив, мы помогаем им взглянуть на мир совершенно по-другому: по – доброму. Конечно, за один день мы не можем поменять ребёнка, как в сказке, для этого нам требуется кропотливая, требующая больших усилий и максимум терпения ежедневная, даже ежеминутная работа, которая может длиться годами, а в отдельных случаях и целую жизнь! Я считаю, что надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности обучающихся, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала и т.д.
Каким бы хотел видеть педагога ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, я попробую представить в виде Цветика-семицветика:
Первый лепесток «Такой как все». Мне кажется, он бы хотел, чтобы педагог считал его таким же, как и всех нормально развивающихся сверстников, потому что каждый из этих ребят хочет, чтобы к нему относились как к полноценному члену общества. Я думаю, что педагог должен помочь ребёнку в этом, формируя у него личностные качества, которые помогут ему достойно справиться с социально жизненными задачами. Несмотря на то, что обучающиеся с ограниченными возможностями нуждаются в нашей помощи, они также являются полноценными членами общества и, во всем остальном, ни в чем не уступают здоровым обучающимся, а иногда могут превосходить их по силе, ловкости и выносливости, ставить рекорды и совершать поступки, непосильные для обычного человека
Второй лепесток «Добрый». Педагог, по мнению ребёнка, должен быть добрым. Не зря же народная мудрость гласит «Доброта – спасёт мир» Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый педагог на планете Земля. Добрый педагог всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Нельзя представить педагога без чуткости душевной, которая помогает понять обучающегося, принять его, посоветовать, найти источник проблемы, решить её. Слушать, чувствовать душу этих детей, не проходить мимо тех, кто зовёт на помощь.
Третий лепесток «Красивый». Педагог должен быть красивый, иметь свой стиль, должен быть безупречен во всём. Как по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли». В одежде педагога должен отражаться его статус, так как между обучающимися и педагогом должна возникать определенная дистанция. Красиво, модно одетый педагог - это всегда пример для подражания. Я считаю, что обучающиеся любят всё красивое во всех проявлениях. Но педагог, должен разумно сочетать требования моды со своим внешним видом, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
Четвёртый лепесток «Весёлый». Мне кажется, что для обучающихся важно, чтобы педагог был весёлый. Любой человек должен шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности очень неуютно. Если вспомнить замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Я считаю, что педагог должен чаще улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, быть доброжелательным, жизнерадостным, оптимистичным.
Пятый лепесток «Мудрый». Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья педагог должен быть им другом и советчиком. Но ни в коем случае не «своим в доску парнем»! Это очень тонкая грань: «Как прежде ты рядом и чуть впереди!». И ни в коем случае не подавлять ребят своим авторитетом, потому что «в тени больших деревьев маленькие не растут». Педагог понимает обучающихся, уважает их мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика
Шестой лепесток «Требовательность и уважение». Я считаю, что нельзя быть слишком мягким, чтобы обучающиеся «не сели на шею», нужно быть требовательным к знаниям, к дисциплине, чего иногда не хватает современным детям. Разумные и постоянные требования приучают обучающихся к определенному стилю жизни. Уважение к обучающимся всегда выполняет воспитательную функцию, не терпит небрежного, поверхностного отношения к растущему человеку.
Седьмой лепесток «Любовь». Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Любой педагог должен любить детей. Учитель – это третий родитель для каждого ребенка. Обучающиеся не должны чувствовать безразличия со стороны педагога, иначе они поймут, что предоставлены сами себе, и будут совершать не самые хорошие поступки. Любовь и забота же в некоторых случаях могут стать лучшими средствами воздействия на детей. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к обучающимся, он совершенный педагог.
Таким образом, «Такой как все», «Добрый», «Красивый», «Весёлый», «Мудрый», «Требовательность и уважение», «Любовь», вот основные качества, которыми должен обладать педагог, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И мне кажется, эти семь качеств, в одном человеке, сочетаются в ёмком слове - СЕМЬЯ. Для любого обучающегося – школа, педагоги – это семья, это дом в котором, уютно и тепло, где любят и ждут.