Педагогическое эссе на тему: «Ценностно-смысловые основы, формирующие образ новосибирского учителя»
Учи других, и сам поймёшь
Народная пословица
Современный учитель - это тот, кто всегда учится и творит себя как личность, творит урок, творит ученика. А школа - это не просто стены, парты, кабинеты - это целая жизнь. Ценности в учительстве - это не только учить, но и воспитывать новые личности.
Суть понятия «учитель» можно объяснить через осмысление букв, входящих в него:
у - уважение
ч - человек
и - история
т - творец
е - единство
л, ь – любовь
Что получается? «Человек, уважающий историю, творец единства и любви». Учитель - это творец единства дум и душ, творец любви ко всему и всем, будь то предмет, другой человек, Родина.
Да, несомненно, это так! Без уважения к истории учительства, традициям «старой» школы невозможно понять новшества в образовании, потому что учитель, помнящий о прошлом, всегда может правильно построить настоящее, заглянуть в будущее.
И примеров этому достаточно много. Я родилась, росла и училась в Новосибирске. С третьего класса я знала, что буду учителем, так как перед моими глазами были замечательные примеры - мои родные, мама и тётя, учителя математики и английского языка. Да, я понимала, что это тяжёлый труд. Но также я видела, что это благодарный труд. Я это поняла, когда мои ученики поступили в Педагогический университет, захотели стать учителями. Их не страшили трудности: проверки тетрадей, написание всевозможных программ. Они видели в учительстве своё призвание. «Я хочу учить, видеть пытливые глаза, задавать вопросы и получать на них разные, интересные ответы, и, несомненно, учиться новому у самих ребят»,- говорят мои ученики. Я горжусь ими и их профессиональным выбором.
Учительство - это не только «учить», но и учиться постигать новое.
Совсем недавно я проходила курсы повышения квалификации в интересном, профессиональном учреждении «Дом Учителя», и этот опыт для меня бесценен. Я увидела в своих преподавателях новых наставников, на которых нужно равняться, они показали, что педагогическая деятельность - это своеобразная мозаика, которая составляет образ учителя из множества кусочков, и, составив её, учитель может вести за собой учеников.
Размышляя о том, какие жизненные ценности должны формировать образ Новосибирского учителя, я повторяю давно написанные мною строки:
Учитель - много в этом слове
Сплелось и смысла, и любви,
Он будет вечно наготове,
Его слова летят - лови!
Он очень нежен, смел, достоин,
В своей стезе он просто воин,
Что постоянно побеждает,
Питает знанья, помогает!
Учитель - чуткий и надежный,
Он помнит, чтит; талант, фанатик.
И для него нет невозможных
Каких-то трудных проблематик!
Учитель - гордо это званье,
Он - воспитатель, он - тайник,
Он полон сил, учить желанья,
Но все же он - сам ученик!
Субботина Елена Александровна