Антипова Юлия Викторовна,
педагог дополнительного образования, методист
МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»
Эссе «Педагогический взгляд в будущее»
Современный педагог, всё в твоей власти.
Какой завтра будет родная страна,
Процветающей или угасшей,
Поверь, всё зависит лишь от тебя.
Со школьной скамьи уйдут миллионы,
Станут взрослыми вчерашние дети,
Им создавать новой жизни законы,
А за качество знаний педагог в ответе.
Свое эссе хотелось бы начать со слов высказывания замечательного древнегреческого философа Платона: «Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек. Педагог - особый способ мировосприятия. Педагог - особое состояние души. Педагог - особый стиль жизни, в котором всё направленно на счастье ребёнка, в котором «стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».
Думать «на век вперёд» - основная миссия современного педагога. Наши дети – это будущее государства, а престиж педагога – инвестиции, которые окупятся сторицей. От того, каким будет педагог в глазах своих обучающихся, от его авторитета, зависит многое.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».
Если мы заглянем в становление педагогики как науки, то увидим немало учителей, которые не отступились от своих педагогических принципов даже перед лицом смерти и пожертвовали жизнью за право называться ПЕДАГОГОМ! Например, Сократ добровольно выпил чашу с ядом. Не отказавшись от своих взглядов, он остался верен своим ученикам. А Януш Корчак последовал с детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь.
Современному педагогу не нужно жертвовать своей жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу.
Современный педагог - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о своем будущем, которое зависит от будущего своей страны. В связи с обстановкой в мире для нас важно быть экономически, политически и духовно самостоятельным государством. Мы должны производить собственные товары и экспортировать их на международный рынок. Важно чтить и помнить забытые русские традиции, касающиеся взаимоотношения супругов, уважения старших, отношения к женщине, воспитания подрастающего поколения. На мой взгляд, эти условия должны выполняться при развитии современного российского общества.
Справедливым будет вопрос: кто выполнит эти задачи? В чьих руках будущее нашего государства? Мой ответ - дети. Сегодняшние мальчишки и девчонки очень быстро растут. Их внимание привлекают не только мультфильмы, но и проблемы, касающиеся политики и экономики, культурных и национальных различий народов. Благополучие подрастающего поколения связано с этими проблемами. Отсюда вытекает второй вопрос: кто сформирует личности будущего поколения? Кто является проводником между поколениями - семья и учитель. Мудрые люди говорили: «Педагог прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Поэтому для современного молодого педагога важно постоянно учиться, самообразовываться. Ему нужно быть в курсе разных событий, касающихся разных сфер жизни. Меня часто спрашивают о том, зачем я пошла работать педагогом. Для меня эта прекрасная профессия – возможность развивать себя, раскрывать таланты. Я убеждена, что каждый человек талантлив, а профессия педагога позволяет мне самосовершенствоваться каждый день и дарить радость маленьким озорникам.
Каждый из нас индивидуален. И так будет всегда. Как сейчас, так и в будущем педагог должен уметь находить подход к каждому. Поэтому я стремлюсь стать другом и наставником для каждого обучаемого в отдельности и для группы в целом. Моя главная задача – помочь детям стать гармонично развитыми личностями. И не важно, какой сейчас год, и что ждет нас ещё впереди – и сейчас и в будущем я вижу себя только в этой профессии. Ведь как важно и отрадно дарить детям возможность раскрыться, увидеть себя изнутри! Вместе с ними я сама погружаюсь в их эмоциональную среду, радуюсь нашим совместным успехам. Стараюсь соответствовать их времени – жить как они, дышать как они, чтобы понимать их в полной мере. Мне кажется, этого легко добиться, если знать основной принцип – нужно знать все ответы на любые вопросы детей. Поэтому мне тоже не придется стоять на месте.
Мир меняется, меняется общество, меняются технологии. Но никогда и не при каких условиях инновационные технологии не заменят живого контакта с педагогом. Педагог будущего должен быть личностью. И еще он должен помнить, что каждый мальчик и девочка, сидящие перед ним, вырастут человеком и гражданином. А какими они станут – это зависит от личностных и профессиональных качеств педагога.
В заключение хотелось бы процитировать Сократа «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» – этими словами должен руководствоваться каждый педагог. Я нашла свое призвание – это и есть мое счастье.