Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Волновахская школа №2»
Конкурсная работа (в виде эссе) на тему:
Познание начинается с удивления
Работу выполнил
учитель химии и информатики
МБОУ «Волновахская школа№2»
Тарасенко Ольга Геннадиевна
Волноваха - 2024
Все чудеса являются всего лишь пробелами науки.
Ещё с малых лет, ребёнком, мы удивляемся всему новому, что видим вокруг себя. Всё кажется по-особенному волшебным, пока мы не начинаем познавать и исследовать то, что нас так удивило, привлекло внимание. Удивление детей перед миром является источником любопытства и жажды знаний. Каждый новый предмет, явление или событие, в таком возрасте, вызывает у нас удивление и желание понять, как это работает, почему это происходит и что за этим стоит. Удивление - это мощнейшая эмоция, которая может перевернуть весь мир с ног на голову, пробудить воображение и вдохновить на открытия, познания нового.
Удивить малыша не сложно. Дети в дошкольном возрасте и начальной школе сами тянутся к знаниям, как губка впитывая каждое слово воспитателя или учителя. Куда сложнее в старших классах привлечь ребёнка к изучению нового материала, к получению новых навыков. Вот тут как раз приходят на помощь удивление и магия, которые при дальнейшем изучении открывают занавес тайного, магия превращается в знания химии, физики и других «цариц науки».
К примеру, проводя урок химии в восьмом классе, я обратила внимание на слабую мотивацию детей, а материал, который мы изучали, был важный и сложный, основополагающий в химии. А так как материал новый, я решила провести необычный, современный урок: мастер-класс в кабинете химии «Химия вокруг нас».
Вот тут и был мой «звездный час»: мне удалось удивить учащихся, заинтересовать их. Изменения цвета химических растворов во время взаимодействия реагентов, конечно было занимательным. Но вот опыт экзотермического разложения дихромата аммония при местном нагревании - так называемый опыт «вулканчика», произвёл эффект «Вау» на ребят. Увидеть своими глазами извержение вулкана в кабинете химии - это же волшебство! А ведь и вправду, весь мир - это магия и волшебство, если ты не знаешь химию, физику, астрономию, математику и другие науки.
Ребята вдохновились. Они открыли для себя новый мир возможностей и знаний. Множество вопросов посыпалось от них по этому опыту и это здорово! Ведь удивление заставляет нас задавать вопросы о причинах, закономерностях и механизмах происходящего. Оно стимулирует наше любопытство и желание понять, что происходит. И это первый фактор того, что познание истины, начинается с удивления.
Сразу же после мастер-класса некоторые учащиеся попросили дополнительную информацию, ресурсы где можно эту информацию найти. Это второй фактор: удивление мотивирует искать ответы, является мощным двигателем для самообразования и саморазвития.
Высшей точкой радости для меня стало когда один из участников мастер-класса на следующем уроке предложил свою креативную идею, как провести следующий мастер-класс по химии, какие показать опыты. Это третий фактор: удивление способствует креативному мышлению. Наш мозг ищет новые идеи. Но самое главное удивление помогает сохранить детскую радость открытий. Поддерживая это чувство во взрослой жизни, мы сохраняем интерес к миру, стимулируем свое познание и развиваем свою личность.
Удивление играет важную роль в процессе познания. Это как открытие нового мира возможностей и знаний, которые ранее оставались скрытыми или недоступными. С возрастом это удивление может постепенно угасать из-за повседневной рутины и привычности окружающего мира. Однако важно сохранять в себе долю этого детского удивления и любопытства к миру, чтобы продолжать открывать для себя новые горизонты знаний и великие науки. Постоянное стремление к познанию и пониманию мира вокруг нас, помогает нам расти как личности, расширять свои навыки, трансформировать свое мышление. В этом процессе удивление остается ключевым элементом, открывая перед нами неизведанные возможности и глубину знаний.
Позвольте себе удивляться каждый день, ведь именно в этом чудесном состоянии скрыты ключи к бесконечному росту и развитию.
Использованная литература:
Нечитайлова Е.В. Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии: Дисс. канд. пед.наук. / Е.В. Нечитайлова. - М., 2019г., - 145 с.
Хилтунен Е.А. Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтесори / Генезис, 2006г., - 232с.