Призвание быть классным руководителем
«Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь
проклинать темноту»
( Ф. Абрамов)
"Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может только лишь тот, кто сам горит".
(Плутарх)
Учитель, по моему мнению, - это тот титан, который несет огонь. И именно благодаря учителю зажигается свеча души ребенка. И от многих факторов зависит, превратится ли он в будущем в чудесный факел.
Классный руководитель является главным воспитателем в школе, именно он задаёт тон всей жизни в классе, я думаю, что никто не будет возражать против этого утверждения. Он может дать совет родителям о воспитании детей и поможет решить многие конфликтные ситуации, связанные с детьми. Классный руководитель – это связующее звено между школой и семьёй. Помогает раскрыть таланты детей, разрешить конфликтные ситуации, даст нужный совет и ответит на множество вопросов о воспитании и обучении, которые возникают у родителей.
Классный руководитель – многогранный специалист. Он и наставник, и психолог, и воспитатель. Он должен пользоваться доверием детей, понимать их, иметь искреннее желание помочь. Но достаточно ли классному руководителю иметь педагогическое образование и обладать профессиональными качествами учителя? Или нужно иметь призвание, чтобы стать по – настоящему важным и нужным в жизни ребенка?
Хочу привести слова русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей».
Я, Макарова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МОУ Бохтинской СОШ филиала МОО Верх- Аленуйской НОШ. Свой педагогический путь начала 15 лет назад не только учителем, но и классным руководителем учащихся 1-2 и 4 классов. Когда впервые пришла в класс, ощутила радость, волнение и огромное желание сделать всё возможное, чтобы мои первые ученики полюбили меня. Каждый учебный год мне открывал в ребятах новые черты характера, возможности. Именно в тот момент я поняла, что быть классным руководителем – это не просто работа, а призвание.
Призвание – это работа в радость и получение удовлетворения от ее результатов. А хорошие результаты для классного руководителя – это не только победы в конкурсах различного уровня и стабильные показатели в отчетах, но и доброжелательные отношения с детьми и их родителями, радость от общения друг с другом.
Почему я выбрала эту профессию? На выбор моей профессии повлияла мой первый учитель Панова Капиталина Михайловна. Глядя на её отношение к работе, к нам, нельзя было не влюбиться и в учителя, и в профессию.
Капиталина Михайловна обладала замечательными качествами для педагога: добротой, сердечностью, чувством юмора. Все свои проблемы она оставляла за порогом школы. Мы всегда ждали встречи с ней, она любила нас, и мы отвечали ей тем же.
Работая педагогом, я всегда вспоминаю её, мысленно советуюсь с ней и думаю, как бы поступила Капиталина Михайловна в данной сложной ситуации. Особенностью моей работы является разновозрастный состав моих детей. В данный момент я являюсь классным руководителем 1-2-3-4 классов. У каждого ребёнка проявляются свой характер, уровень развития и способности. Чувствуются семейные проблемы в воспитании. Поэтому в своей работе я стараюсь учитывать все особенности и проблемы детей.
С первого класса дети начинают только адаптироваться к школьному коллективу, взрослея с каждым годом, они уже начинают проявлять свою индивидуальность, но ещё сохраняют ту непосредственность и открытость, которая делает общение с ними таким увлекательным. Чем старше становится ребёнок, тем ярче проявляется его характер. Моя главная цель как педагога – создать для каждого ребёнка независимо от возраста условия для гармоничного развития каждого ребёнка, помочь ему почувствовать себя уверенно и комфортно в школе.
На протяжении всего обучения в начальной школе дети учатся читать, писать, считать, изучают окружающий мир. Но кроме этих знаний, важно уделять внимание развитию эмоционального интеллекта и позитивного отношения к учёбе.
Со своими учениками я стараюсь создавать тёплую и дружелюбную атмосферу в классе. Учимся договариваться и решать конфликты мирным путём, все вместе обсуждаем правила поведения. Главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частичкой коллектива, что к его мнению прислушиваются.
Чтобы у ребят не пропал интерес к учёбе, я стараюсь поддерживать интерес через игровые элементы, выполняем коллективные творческие работы, где ребята учатся взаимопомощи. Часто провожу для ребят конкурсные программы, викторины, где ребята могут продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Мы принимаем участие в мероприятиях разного уровня (школьного, муниципального, краевого, всероссийского). Являемся активными участниками Всероссийского проекта «Орлята России». Выступаем на различных мероприятиях с концертными программами, таких как День матери, Новый год, Масленица, 9 мая и др. Ежегодно проводим праздники для мальчиков и пап на 23 февраля, для девочек и мам на 8 марта.
Иногда возникают трудности, когда кому-то из ребят трудно выполнить задание или найти общий язык с одноклассниками. Здесь очень важно для меня быть внимательной, оказать необходимую поддержку, не дать ребёнку замкнулся в себе, а помочь поверить в свои силы и возможности.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели во мне не только учителя, но и старшего товарища, которому можно довериться. Поэтому я всегда спокойно выслушиваю, даю возможность высказаться, успокаиваю, если это необходимо, стараюсь быть честной и справедливой, помогаю в любой ситуации.
Как классный руководитель, я вижу свою задачу не только в том, чтобы обучать детей предметам, но и в том, чтобы помочь им стать настоящими достойными людьми. Мы вместе решаем конфликты, поддерживаем друг друга в сложных ситуациях, радуемся нашим победам.
Важным аспектом моей работы является воспитание в детях таких качеств, как честность, доброта, уважение к другим людям и любовь к Родине. Эти качества должны закладываться с самого раннего возраста и моя задача – помочь ребятам осознать их важность.
Но самое главное в моей работе - это уверенность моих учеников в своих силах, в том, что они добьются поставленных целей. И когда я вижу, что мои ученики стали настоящими гражданами своей страны, я понимаю, что я сделала правильный выбор, став учителем.