СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Психическое здоровье как результат воспитания"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и  выдержка.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Психическое здоровье как результат воспитания"»

Эссе на тему: «Психическое здоровье как результат воспитания»


Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека. Оно связано с личностью человека в целом. Актуальна ли эта тема сегодня? Да, если учесть состояние нашего современного общества, наличие неопределенности и беспокойства значительной части населения, отсутствие безопасности, большое количество повседневных стрессов. Почему, несмотря на все старания, дети не хотят учиться? Как вытерпеть, вынести открытое хамство учеников? Почему с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее? Почему трудными теперь являются не только ребята из неблагополучных семей, а из вполне благополучных, с довольно высоким уровнем дохода? И таких вопросов много.

Сегодня в особо сложной ситуации находятся школьные педагоги, психологи, которые эти вопросы задают себе помногу раз на день. Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым, по возможности чуточку счастливее, чем он сам. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость и адекватное поведение.

Человеку для полноценной жизни необходимо не только физическое здоровье, но психологическое здоровье. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе. Поэтому сегодня важнейшей функцией школы и образования является охрана психического здоровья мальчиков и девочек.

Психологически здоровый человек умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки, владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами, индивидуальными возможностями. Он способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами, способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности, способен радоваться жизни, любить и быть любимым, способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях. Чтобы быть счастливым и здоровым, необходима успешная адаптация и гармоничные отношения с окружающими. Здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный и веселый, стремящийся к познанию себя и окружающего мира. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии, прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

А теперь зададимся вопросом о том, какова же роль воспитания в сохранении психического здоровья детей и подростков, и каковы общие причины нарушения психического здоровья детей? Считаю, что к отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов, а это семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками и могут быть связаны с индивидуальной предрасположенностью.

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых. Необходимо формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От педагогов требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать при первых неудачах. 

Как же сохранить психическое здоровье ребенка и каковы оптимальные условия развития психически здорового ребенка?  И здесь трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и сохранения психического здоровья ребенка. Именно с близкими людьми, с мамой, папой, бабушкой ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь. В нормальной обыденной жизни ребенок должен быть окружен вниманием и заботой родных. Родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Всегда находить время поговорить с ребенком, интересоваться его проблемами. Ни в коем случае не унижать ребенка криком, не оказывать нажима на него, а лучше признать его право самостоятельно принимать решения и радоваться вместе с ребенком даже маленьким успехам. А педагогам в школе не надо излишне создавать напряженную обстановку на уроке, необходимо предъявлять адекватные требования к ученикам, не завышать их. Это способствует снижению уровня страха у учащихся.

Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности. Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и выдержка. Наличие в жизни ученика трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий становления психического здоровья. Необходимо иметь в виду, что трудность ситуации и вызываемое напряжение должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям учеников.

Самый верный способ сохранить своё психологическое здоровье – это поддерживать отношения с людьми, помогать в трудных жизненных ситуациях себе и другим, определять цель и двигаться к ней, уметь наслаждаться прекрасным и радоваться каждому дню, стремиться к свободе и самоопределению, верить в успех. А в этом помогут родители, учителя, психологи. Профессия учителя, педагога-психолога не только сложная и глубокая, но и в большинстве своём творческая.


З.З. Габдрахманова