Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 11»
ЭССЕ
«Работа с одаренными детьми»
Педагог дополнительного образования
Синица Жанна Владимировна
Ванино 2017 г.
ЭССЕ «Одаренные дети»
Для написания эссе были прочитаны и использованы следующие нормативные документы:
1.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г.
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
3. Государственная программа Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае".
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В настоящее время для педагога дополнительного образования большое значение имеет формирование в ребенке «культуры творческой личности», а также выявление и развитие одаренных детей. Важно пробудить в маленьком человеке стремление жить в гармонии с окружающим миром, видеть и понимать « Красоту Мира». Поэтому содержание работы нацелено на создания условий развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему «самореализоваться» в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
В МБОУ ДО «Центр внешкольной работы» п. Ванино на основании плана методической работы на 2015-2016 г. реализуются ряд мероприятий по выявлению и работе с одаренными детьми.
Что же такое одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это особенной ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в разных видах деятельности. На занятиях одаренные дети легко справляются с основной частью и поэтому им необходимо позволять удовлетворять свои познавательные интересы через творческие задания. Это может быть задание повышенного уровня по теме занятия, или ознакомление с дополнительным теоретическим материалом.
Я считаю, что главное в развитие одарённости ребенка в первую очередь должны быть заинтересованы родители и педагоги дополнительного образования. Именно они с малых лет поддерживают и развивают в ребенке его талант. Виды одаренности можно определить по следующим критериям:
1. По широте проявлений:
• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности).
• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.).
2. По форме проявлений:
• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях;).
• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме).
3. По виду деятельности:
• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) .
• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .
• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .
• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить) .
• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .
4. Особенности возрастного развития.
Для того, чтобы выявить одаренных детей я провожу диагностику, тестовые задания (опрос, беседа, анкета), мониторинг, наблюдения и т.д. Затем разрабатывается программа для одаренных детей по принципам:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей ребенка.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей.
4. Принцип сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учёта индивидуальности - художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
7. Принцип наглядности, как и созерцание.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Методы работы с одаренными детьми: исследовательский, проективный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: занятия, учебная игра, лекция, экскурсия, ТРИЗ, работа в парах.
Учитывая индивидуальные особенности одаренного ребенка, разработала индивидуальный образовательный маршрут на один учебный год, а также индивидуальный учебный план (учитывая стремления и пожелания ребенка), например: «графическое» изображение.
Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, зная их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.