Центр развития педагогики
Образовательный портал
«PRODLENKA»
Международный педагогический конкурс эссе
«БЫТЬ ПЕДАГОГОМ – ЭТО ИСКУССТВО»
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
в номинации «Эссе»
| Автор: Лазарев Арсений Иннокентьевич, библиотекарь I категории Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Челябинск) |
Санкт-Петербург
2025
Человек делает то, что он есть,
и становится тем, что он делает.
Р. Музиль
Высказывание австрийского писателя Роберта Музиля приведено в качестве вступления к эссе неслучайно, так как хорошо отражает значимость деятельности в бытии человека, который стремиться стать востребованным профессионалом в современном обществе.
Любовь к своему делу, к людям, к которым обращена ее направленность, трудолюбие и непрерывное саморазвитие в рамках определенной профессии – это слагаемые профессионализма, это черты личности человека, который привносит новое в развитие социума и совершенствование мира.
Казалось бы, насколько скромен высококвалифицированный специалист определенной профессии по отношению к сложному современному миру, в котором высоко превозносятся и декларируется в качестве особых ценностей материальные богатства, крупные финансовые накопления, неограниченная власть над людьми, блат и связи. Тем не менее, каждый хорошо работающий человек, пусть и скромной профессии, делает наш мир намного краше! К таким специалистам всегда охотно обращаются люди, зная, что получат необходимую им профессиональную помощь, поддержку или услугу.
У хорошего продавца – всегда очередь из постоянных покупателей, которые уходят с покупкой и улыбкой на лице; у врача – благополучные пациенты, которые смогли справиться со сложных недугом; у педагога – счастливые выпускники, которые смогли социализироваться в обществе и состояться в жизни.
Мне же хотелось бы поделиться своими размышлениями о профессии университетского библиотекаря, который обеспечивает информационное сопровождение учебной и научной деятельности студентов и преподавателей.
Наша специализация по вузовскому библиотечному профилю требует особых качеств, как профессиональных, так и личностных. Интеллигентность, высокий интеллект, общительность, спокойствие, выдержка, чувство такта, глубокое знание специфических особенностей научной, учебной и методической литературы, стремление к самообразованию и большой интерес к науке являются важными качествами личности библиотекаря в высшей школе.
Библиотекарю вуза важно также иметь психологические знания об особенностях юношеского возраста студентов-читателей. Подходы к информационному обслуживанию холериков или меланхоликов, экстравертов или интровертов, визуалов или кинестетиков строятся на разных методических основаниях. Необходимо понимать, что каждый студент – личность, имеющая свои индивидуальные особенности, ценностные ориентации, стиль общения и манеры поведения.
Я убежден, что благоприятный и доверительный коммуникативный контакт между библиотекарем и читателем, который приводит к необходимому качественному результату, является, в какой-то мере, искусством. Искусством понять душу отличного от тебя субъекта; искусством общения, взаимодействия, взаимопонимания; искусством дать человеку те знания и ту информацию, которая станет, возможно, искрой, из которой возгорится пламя познавательного интереса и развития личности.
Несмотря на большое обилие и доступность информации в сетевых ресурсах в наши дни, вузовские библиотекари, порой, являются самыми главными проводниками в информационном пространстве для студентов.
Сложность речевых оборотов в формулируемых исследовательских темах рефератов, семинарских занятий, контрольных, курсовых и дипломных работ, которые студенты выполняют на протяжении всех 4–5 лет обучения в вузе, должна быть «расшифрована» работником библиотеки в доступной для студента форме, чтобы была возможность понять содержание темы, структуру и методику поиска материала для ее освоения. Для этого библиотечному специалисту нужно быть и самому подкованным в плане теории и методологии научного поиска, быть читающим человеком, экспертом по отраслевой литературе.
Личность библиотекаря, обладающая обозначенными выше качествами, обязательно найдет отклик среди аудитории читателей. Наши студенты, коллеги-преподаватели и сотрудники, прекрасно чувствуют и видят тот вклад, который мы вносим в свое дело и профессию. И в этом случае, никакие стереотипные представления о работе библиотек и «плоские» ценности современного мира, не станут преградой к тому, чтобы процесс информационного сопровождения научно-образовательной деятельности вуза осуществлялся успешно, когда и библиотекари идут утром на работу с большим удовольствием, и наши читатели, которые приходят на абонементы и в читальные залы, точно зная о том, что вузовская библиотека для них является пространством самообразования, личностного развития и психологического комфорта.
2