Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
Эссе
Старообрядчество
в современной России
(Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)
Выполнила:
Харатокова Тамара Мухамедовна
учитель начальных классов
г.о. Люберцы
2019 г.
Оглавление
Введение
Старообрядчество
2.1Из истории старообрядчества
2.2 Церковные нововведения, приведшие к расколу
2.3 Основные течения старообрядчества
2.4 Численность старообрядцев
2.5 Старообрядчество в современном мире
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Составитель и главный редактор известный русский языковед Д.Н. Ушаков Так раскрывает понятийный смысл слова «Старообрядничество» в статье своего толкового словаря: «СТАРООБРЯ́ДЧЕСТВО, старообрядчества, мн. нет, ср.(церк.). Религиозное направление, объединяющее ряд сект, возникших в результате
раскола.» « Раскол»– это привлекло мое внимание, а ещё в другой статье я прочитала: «Староверие, или старообрядчество — явление уникальное. И духовно, и культурно.» В этом стало интересно разобраться.
Старообрядчество — группа религиозных течений, объединённых русской православной традицией, не принявшая церковную реформу 17-го века патриарха Никона.
История старообрядчества – это одна из самых трагических страниц российской истории. Реформа патриарха Никона насильно разделила русский народ на два противоборствующих лагеря. Старообрядцев подвергали пыткам, казням, гонениям, не жалея ни мужчин, ни женщин, ни детей. В течение двух столетий старообрядство не признавалось как явление и считалось преступлением. Уничтожались традиции, обряды и памятники старообрядческой культуры. Но несмотря ни на что, старообрядцами все-таки были сохранены духовные стихи, пение, старопечатные духовные книги, предметы быта, костюмы и украшения храмов.
История возникновения старообрядчества.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович избрал в качестве патриарха русской православной церкви Никона, священника и настоятеля Новоспасского монастыря. Связано это было, в первую очередь, с тем, что Никон являлся человеком образованным, строгим и смелым. Для реализации изменений по сближению с Византией, влиятельным и сильным государством, это подходило как нельзя лучше.
Приступив к новой должности, Никон реализовал свой план. Результатом церковной реформы стали:
- замена написания слова «Исус» на «Иисус»;
- крещение тремя пальцами вместо двух;
- с земных поклонов перешли на поясовые;
- введение понятия «православие»;
- замена христианского креста на четырехконечный;
- замена маршрута крестного хода против часовой стрелки.
Изменения были настолько кардинальными и резкими, что не все были с ними согласны. В частности, серьезным провоцирующим фактором был факт признания Сергия Радонежского, великого подвижника, неправославным. Это вызвало бурный протест верующих и тех, кто не согласился с политикой государства, объявили раскольниками и переложили на них ответственность за раскол в Православной церкви, тем самым обосновав гонения старообрядцев.
Стоит отметить, что среди приверженцев старообрядческой церкви термин «старообрядство» не использовался. Сами они себя называли «христианами», реже «староверами». Термин «старообрядчество» появился только в советской литературе славянофильского направления.
Как в былые времена, так и сегодня русское старообрядчество является неведомой землей для большинства граждан Российской Федерации. На поставленный социологами вопрос: «Что вы знаете о старообрядчестве?» большинство россиян (48%) ответило — ничего, 29% сказали, что это какая-то секта, 8% — что это православные христиане, отколовшиеся, однако, от Церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов, и только 4% респондентов ответили, что это остатки древнерусской Церкви. Таким образом, российское общество до сих пор не имеет представления об исконно русских людях, сохранивших не только древнерусский церковный обряд, но и традиции народнобытовой культуры прошлого. Изучение общественного мнения еще раз подчеркивает, насколько актуален этот вопрос в настоящее время. В любом случае, это эссе представит некоторые обобщающие сведения о состоянии старообрядчества в Российской Федерации в конце ХХ — начале ХХІ вв.
По данным фонда «Общественное мнение», в 2001 г. православными верующими себя назвало 53% населения страны, причем другие религии исповедовало только 10% жителей России. В 2005 г. в государстве насчитывалось около 15 тысяч храмов Московской Патриархии.
Совсем иной облик в России представляет исконно русское православное вероисповедание — старообрядчество, возникшее вследствие раскола Русской Церкви середины — второй половины ХVІІ в. Если в ХVІІІ в., по данным академика А.М. Панченко, к староверию принадлежало от четверти до трети великорусского населения страны, а в ХІХ в. (по данным, собранным проф. И.В. Поздеевой) 10 млн. человек, то ныне в России, по самым оптимистическим прогнозам, проживает от 3 до 5 млн. старообрядцев. Важно отметить, что эта цифра в последние годы заметно выросла, так как в советские десятилетия партийные и государственные органы в унисон рапортовали об искоренении старообрядчества.
Основные течения старообрядчества и численность старообрядцев
После провозглашения свободы совести (1905 г.) Департаментом духовных дел МВД в 1913 г. было зарегистрировано 1268 старообрядческих общин, в т.ч. 563 общины Белокриницкой церковной иерархии, 83 общины беглопоповцев и 620 общин беспоповцев. Насколько неполной оказалась регистрация старообрядческих общин, показывает количество старообрядческих храмов, молитвенных домов, численность зарегистрированных и незарегистрированных духовных лиц. В 1913 г. в России было зарегистрировано 630 старообрядческих церквей и 3161 молитвенных домов, зарегистрировано 1196 человек и не зарегистрировано 2711 человек духовного звания. Таким образом, накануне Октябрьской революции в Российской империи насчитывалось не менее 3,8 тыс. старообрядческих культовых сооружений и 3,9 тыс. лиц духовного звания. Если учесть тот факт, что и тогда не каждый старообрядческий приход имел возможность содержать своего священника, то количество реально существующих общин можно увеличить еще на пару тысяч единиц, и оно должно составить от 5 до 7 тыс. общин.
В ХХ в. русское старообрядчество ушло в глубокое подполье. Легально продолжали функционировать немногие старообрядческие конфессии, находившиеся на обочине социальной и политической жизни страны. В годы советских репрессий резко сократилась численность старообрядческих приходов. На момент распада СССР в государстве насчитывалось 112 общин Русской Православной Старообрядческой Церкви, 12 приходов Русской Древлеправославной Церкви и 171 община беспоповцев (в т.ч. в самой России — 31 община, Литве — 55 общин, Латвии — 64 общины, Эстонии — 12, Белоруссии — 22 общины).Таким образом, в Российской Федерации и республиках Советского Союза было зарегистрировано 295 старообрядческих общин различных направлений. По сравнению с дореволюционной эпохой за десятилетия советской власти количество старообрядческих общин уменьшилось, как минимум, в 17 раз.
Возрождение старообрядчества, как и всех остальных религиозных течений, началось в конце 1980-х годов, с ослаблением советской власти. Крупнейшая церковная структура старообрядцев-поповцев – Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). С 2005 года её возглавляет Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов). Церковь имеет около 260 приходов и окормляет около миллиона человек, из них примерно половина – граждане Российской Федерации.
Сегодня отношения приверженцев старообрядческой церкви и приверженцев православной церкви остаются холодными. Первые, в свою очередь, до сих пор считают Российскую православную церковь инославной.
В 2007 году клириками и мирянами Российской православной старообрядческой церкви была образована ставшая самостоятельной Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии, имеющая порядка 200 общин, располагающихся на территории Российской Федерации, с центром в Российском Совете Древлеправославной церкви в Москве.
Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.
Старообрядчество в современном мире и известные старообрядцы
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Сейчас, как, впрочем, и всегда, старообрядцы сохраняют свои идеи, находясь в рядах приверженце Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 году), численность прихожан которой насчитывает свыше миллиона прихожан с центрами в Москве и румынском Браиле.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.
Второе по численности старообрядческое объединение – Русская древлеправославная церковь (РДЦ). С 2000 года её предстоятель – Святейший Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Однако его патриарший титул не признают ни другие старообрядческие согласия, ни, разумеется, Московский патриархат Русской православной церкви. В РДЦ около 80 общин и более 100 тысяч верующих.
Крупнейшее на сегодняшний день беспоповское согласие – Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). В Петербурге расположен его координационный орган – Единый совет ДПЦ. Председатель совета – Олег Иванович Розанов. В России зарегистрировано около 250 общин, и примерно столько же – в других странах мира.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 22 тысяч религиозных организаций и более 60 вероисповеданий. Современная Конституция России наряду с экономическими, политическими и идеологическими правами гарантирует мировоззренческое, религиозное многообразие.
Ныне Русская Православная Старообрядческая Церковь является крупнейшим старообрядческим объединением Российской Федерации и вторым по численности православным институтом после Русской Православной Церкви. Сегодня Белокриницкая церковная иерархия насчитывает около полутысячи как зарегистрированных, так и незарегистрированных старообрядческих общин как в России, так и за рубежом.
Заключение
В современной России отношение к старообрядцам заметно изменилось. В XXI веке Русская Православная Старообрядческая церковь- полноценная организация, обладающая правом голоса, активно восстанавливающая памятники древнерусской культуры и принимающая активное участие в принятии важных для государства решений.
Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа. Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
Список литературы
https://histrf.ru/mediateka/videos/infograficheskie-roliki/f/staroobriadchiestvo
https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html
http://rpsc.ru/publications/history/chislennost_staroobriadcev_xxi/