СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе. Тема: "Гражданская позиция современного учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе. Тема: "Гражданская позиция современного учителя"

Просмотр содержимого документа
«Эссе. Тема: "Гражданская позиция современного учителя"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9

с.п. Мулино

Володарский район

Нижегородская область






Конкурсное испытание «Я - учитель»

Эссе.

Тема: «Гражданская позиция современного учителя»







подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Набалова О.В.



















2018 г.


Учитель лишь до тех пор способен

на самом деле воспитывать и образовывать,

пока сам работает над собственным

образованием и воспитанием.

Дистервег 

Я начала размышление со слов известного немецкого педагога и политика девятнадцатого века, так как считаю, что настоящий учитель всю жизнь стремится к знаниям, занимается самообразованием, старается идти в ногу со временем. Без этого он перестает быть учителем и воспитателем.

Гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Она проявляется не только в работе с учащимися, но и в том, что в глазах юных воспитанников, начиная с первого класса, с первых шагов детей к сознательному познанию главных истин социальных отношений в обществе, педагог должен быть воодушевляющим примером настоящего гражданина.

Я - учитель начальных классов. Это особая профессия, даже в чём-то уникальная, потому что в основе ее лежат большая ответственность и большая любовь. Думаю, именно любовь – определяющее качество моей деятельности. Вряд ли без неё можно быть учителем. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, но гораздо больше приходится прилагать усилий, чтобы научить детей нравственным общечеловеческим правилам, тем более что «антиправила» сегодня буквально заполонили информационное пространство. Моя позиция - воспитывать в детях доброту, а для этого нужно самому не стесняться делать добро!

В одной научной статье я прочитала, что младший школьный возраст - это период, когда ребенок еще не может осмыслить свою гражданскую позицию в силу возрастных особенностей, а если и пытается, то делает это, ориентируясь на мнение референтных взрослых, прежде всего родителей и педагогов. Учителем быть ответственно, особенно в наше время, когда такое пристальное внимание уделяется воспитанию, а концепция ФГОС диктует новые требования к личности учителя как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. Педагогу необходим определенный уровень личностной и профессиональной готовности к принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы.

Повышение доступности качества образования – главная цель государственной образовательной политики сегодняшнего дня. На качество образования влияет большое количество факторов, среди них - компетентность учителя и уровень реализуемых педагогических технологий. Сегодня у педагога появилась новая функция профессиональной деятельности – управление качеством образовательного процесса. Я ежедневно использую на уроках технологию сотрудничества, технологию развития критического мышления, технологию проектной деятельности.

Почему именно эти технологии? Представленные технологии являются не только необходимым инструментарием современного учителя начальных классов, но и средством творческого поиска, профессионального самосовершенствования. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе, владеет разными способами интерпретации и оценки информации, способен не только аргументировать свою точку зрения, но и учитывать мнение собеседника. На уровне ценностей учащийся способен принять многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Названные технологии развивают самостоятельность, выполняют воспитывающую функцию, формируют ответственное отношение к делу.

Усложнение деятельности учителя в нравственно-воспитательном плане, усиление гражданского, общественного начала в ней закономерно предполагают дальнейшее повышение творческого и профессионального потенциала, поэтому учиться самому приходится постоянно.

Не так давно я прочитала, что место человека в обществе будущего, мера уважения к нему будут определяться формулой из трех прописных «Т»: Труд, Творчество, Талант. Но уже сейчас этой высокой мерой оценивается деятельность учителей. Нельзя представить себе педагога без вдохновения, творческого горения, без любви к детям и своему делу.

Конечно, главная задача, стоящая перед учителем начальных классов, - научить учиться, но не менее важная задача – сформировать, развить и воспитать личность. Для этого и учитель должен быть Личностью в самом высоком смысле слова.

Прав был К.Д.Ушинский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». И чем интереснее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что его воспитанники вырастут настоящими, самостоятельно мыслящими людьми с активной гражданской позицией.

Гражданская позиция учителя формируется в деле. Какие бы прекрасные учебники не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи - педагог. Ученик будет стараться учиться тогда, когда ему интересно, понятно, комфортно. Для этого я, учитель, должна создать все условия, и здесь не обойтись без помощи родителей.

В две тысячи пятнадцатом году мною была разработана программа воспитательной работы «Школьная семейка», которую я защищала в Нижегородском институте развития образования (один из разделов программы «Семейное дело как форма организации воспитательного процесса»). Мне повезло, что родители класса активно участвуют практически во всех воспитательных мероприятиях, помогают детям создавать и реализовывать социальные проекты. Как это объединяет всех! Думаю, так и должно быть, потому что воспитание – общее дело.

Каждый день я открываю школьную дверь и вхожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. В одних - интерес, в других – настороженность, в третьих – надежда. Мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок. Я считаю, что учитель должен быть для детей не просто педагогом, дающим знания, а наставником, который не только указывает верный путь, но проходит его вместе с ребенком. Я не боюсь лишний раз похвалить ученика даже тогда, когда его успехи очень скромны. Для меня важно, чтобы ребенок поверил в себя, сохранил признательность и уважение к окружающим. Я рада, что ребята видят во мне не только учителя, но и единомышленника, друга. Я стараюсь найти, развить и сохранить те зернышки доброты и душевного таланта, которые, бесспорно, есть в каждом. Я радуюсь успехам учеников едва ли не больше самих детей. Их успехи – это и мои успехи тоже! Именно поэтому у учителя нет права останавливаться в профессиональном росте. Да, учитель живет до тех пор, пока он учится, поэтому я стараюсь не стоять на месте.

И ещё об одном хотелось бы сказать. Есть в школе уроки математики, русского и иностранного языков. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей, но именно педагог учит всему этому детей ежеминутно, ежедневно каждой высказанной мыслью, манерой говорить, слушать, тем, какой он в гневе и покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает детей своим обликом и поведением. Поистине неоценимо воздействие конкретных дел, личного примера.

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты;

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Эти слова Мусы Джалиля – замечательный девиз для каждого учителя и воспитателя.