Эссе
«В воспитании все дело в том, что воспитатель…..»
Иванова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
Воспитание – процесс длительный. Порой непредсказуемый. Результат можно спрогнозировать, но нельзя гарантировать. Очень уж много факторов влияет на формирование личности ребёнка.
На мой взгляд, в основе воспитания лежит, прежде всего, взаимопонимание между взрослыми и детьми. Взаимодействие, путь в одном направлении. Когда есть общие цели, любовь и терпение, результат будет достигнут гораздо быстрее и с меньшими эмоциональными потерями. Воспитание – это попытка донести до другого человека свои мысли и взгляды. А желание и умение поделиться частичкой своей души, раствориться в другом, стремительно растущем человеке, несомненно, ведут к успеху.
Наш современник, поэт Андрей Дементьев, написал прекрасные строки: «Всё начинается с любви. И всё кончается любовью». Непреложное, а может, и основное условие воспитания – это любовь. Начинается всё с любви в семье. Ведь именно отсюда берёт своё начало дорога жизни любого человека. Ребёнок, недополучивший «прививки любви» в детстве, так и пойдёт по жизни обделённым, обиженным, одиноким. Малыши, растущие в заботе и ласке, без сомнения, дарят радость и благостный настрой миру. Но любовь должна быть такой, которая закаляет, а не ослабевает ребёнка. А.С. Макаренков считал, что в отношении к детям необходимо проявлять «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». Иначе результат может получиться совсем не тот, которого ожидали. В современном обществе, переполненном соблазнами, вседозволенностью, излишествами, полно подобных примеров.
Вы спросите: а как же образование? Безусловно, образованные люди необходимы в любом обществе. Но образование без духовных скреп может только навредить человеку. Вырастет этакий «нравственный инвалид», зато с двумя, а то и тремя дипломами в кармане. Без сердца, без души. Бессердечность и бездушие. Это ли не страшный результат воспитательного процесса, в котором что-то упустили, не увидели, не направили вовремя на верную дорогу. Как же этого избежать? Невозможно человека заставить любить Родину, быть ответственным, уважать историю насильно. Самый результативный способ –личный пример. Объяснение без раздражения, без насаждения своей воли - это большая внутренняя работа взрослого, это ежедневный, многолетний труд, направленный на благо маленького, но человека. Родители, которые берут приёмных детей из неблагополучных семей, силой своей любви, своего «растворения» в другом человеке совершают чудеса воспитания. Тем самым доказывая, что воспитание во многом зависит от окружения, от атмосферы взаимоотношений, от того посыла, что идёт от наставника.
Часто в подростковом возрасте ребёнок находит примеры для подражания в стороне от семьи. И хорошо, если они положительные. Педагогам и родителям необходимо увлечь детей, занять чем-то интересным. Пунктиром наметить тот необходимый путь, пройдя по которому можно получить нравственные уроки. Такими «островками безопасности» могут стать кружки, объединения, секции.
Любовь к своей семье продолжается в любви к родному краю. Это не случайно, ведь впервые ощущение родины, родной земли, тесно слитое с чувством нежности к матери, легко и незаметно возникает именно в детстве. Как интересно находить что-то новое в, казалось бы, таких знакомых местах любимого города. Изучать исторические документы, беседовать со старожилами, совершать свои маленькие открытия. «Краеведение» воспитывает бережное отношение к прошлому, стремление улучшить будущее. А это уже осознанное отношение к культуре и истории не только малой родины, но и своей страны. Кто должен помочь в этом ребёнку? Взрослый – родители, учитель.
Процесс воспитания сравним с взращиванием дерева. Много сил, труда и терпения потратит садовник на маленькое семечко, пока увидит и насладится плодами могучего, крепкого дерева. У доброго хозяина и урожай богатый.