«Воспитание – великое дело: им решается участь человека.»
С самого раннего детства я знала, кем хочу быть. Наверное, благодаря хитросплетениям генов (моя мама Учитель, прадед был Заслуженным Учителем Дона, бабушка всю жизнь проработала в сфере культуры), вопрос о карьерном самоопределении всегда был для меня прост и понятен. До прихода в лицей №82 им.А.Н. Знаменского я окончила Шахтинский педагогический колледж, собиралась поступать на заочное отделение Южнороссийского ФедеральногоУниверситета. Многие годы моей главной целью было получить диплом педагога и стать Учителем.
Во времена моей юности многие мои знакомые не понимали мой выбор, да и сейчас, бывает, сочувственно спрашивают: «Ну как ты там, бюджетница»? А я счастлива в своей профессии. Я воспитываю будущее страны прямо здесь, в стенах своей родной школы. Я в ответе за то, какие люди выйдут из этих стен, какие ценности вынесут во взрослую жизнь.
Наверное, вы не раз слышали такие слова: «Нет учения без воспитания», но что же обозначает слово «учить»? А что значит воспитывать? Связаны ли эти понятия между собой или могут существовать одно без другого? Можно научить готовить, вышивать, управлять автомобилем. Но вот только всегда ли человек, обладающий обширными знаниями, сможет в трудный момент протянуть руку помощи? Сможет ли он пожертвовать собой ради других? Будет ли он просто хорошим и добрым? Научить, дать знания тем, кому они нужны и кому не очень нужны не так уж и сложно. А вот воспитывать…
На данный момент я являюсь классным руководителем 5 «Б» класса. Мне хочется, чтобы они не только хорошо знали мой предмет, но и радовались успехам своих товарищей, уважительно относились к старшему поколению, были добрыми, открытыми и доброжелательными. Что же нам сделать, чтобы наши ученики стали именно такими?
Это возможно только, когда учение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Немецкий философ и психолог Эрих Фромм справедливо отмечал: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации». Я считаю себя современным педагогом, а потому считаю что, без постоянного совершенствования не появится образ, вдохновляющий новые поколения пытливых умов. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Я счастлива, когда ребята с интересом идут ко мне на занятия, но для меня важно и то, что и я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними.
Раньше я считала, что быть учителем, значит нести ответственность только за знания, которые даёшь. И если, рассказывая новый материал, учитель ошибся – не страшно, всегда можно исправить ситуацию, подобрав слова, объяснив еще раз. Но если учитель занимается воспитанием, формирует личность - у него нет права на ошибку .
Я считаю, что, прежде всего, я должна воспитать себя, стать личным примером, показать детям, как должно и как может быть на самом деле, показать, как каждый из них может изменить мир, став чуть-чуть добрее, чуть-чуть смелее, чуть-чуть решительнее, чуть-чуть отзывчивее.
Но в тоже время, часто выходит так, что это учитель решает, каким должен быть ученик, как ему следует думать и поступать. Нам кажется, что мы несем «разумное, доброе, вечное». А он не берет. Мало того, он задает нам вопрос, почему мы считаем это «разумным, добрым, вечным»? У него другое мнение. И мы, бывает, злимся, недоумеваем, ну как же можно не понимать таких простых вещей. Ведь учитель точно знает что такое «хорошо» и что «плохо». И руки опускаются, и сложно найти в себе силы бороться дальше.
Мне вспомнилась притча от Шалвы Амоношвилли.
Привели в школу нового ученика, уже выгнанного из трех школ.
Зашел на урок один учитель, взглянул на него и подумал: «Откуда только такие берутся…»
Пришел другой учитель. Увидев нового ученика, произнес раздраженно:
– Тебя еще не хватало…
Пришел на урок третий учитель.
– У нас новенький? – порадовался он.
Подошел к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал:
– Здравствуй!.. Я ждал тебя!..