СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе для конкурса "Учитель года"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"

Просмотр содержимого документа
«Эссе для конкурса "Учитель года"»









ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

Хамматова Гульназ Зуфаровна

Учитель биологии и географии ООШ с.Тюрюшево, филиал МОБУ СОШ с. Кузеево МР Буздякский район РБ















«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах» (Ш. Амонашвили)

На свете существует очень много профессий - важных и нужных, опасных и трудных, интересных и творческих. Но есть среди них самая благородная и самая почётная профессия это профессия учителя!  Учитель – это не только профессия, это особая миссия, это призвание. «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - сказал мудрый В.А.Сухомлинский. Кто, как не учитель, даст необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.

Учитель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает учитель в каждого своего маленького человечка, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком! Недаром говорится, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Так кто же он, учитель? Быть педагогом — это не просто профессия, это вся жизнь!

Свой путь учителя я начала в семнадцатилетнем возрасте, практически сразу после школы, окончив среднюю школу с.Старокалмашево Чекмагушевского района. Как сегодня помню, 1 сентября 1989 года, я робко вошла в Буздякский районный отдел народного образования к заведующему РОНО Гадельшиной Розе Юсуповне и протянула «Аттестат о среднем образовании». Диплома у меня пока ещё не было, так как мечта поступить в Башкирский государственный университет не сбылась. Сдав вступительные экзамены, я не прошла по конкурсу. В родном районе вакансий учителя не было. Нужен был год для подготовки к вступительным экзаменам до следующего поступления. Почему то я себя представляла только учителем и больше никем. Видимо, любимые учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, и на которых так хотелось быть похожей, привили, мне любовь и интерес к этой профессии. И вот меня направили в самую дальнюю деревню Каразирек, где была начальная школа, были шестеро детишек – учеников, но… не было учителя. Да, сюда, в глушь, никто не хотел ехать. Дети с родителями пришли на 1 сентября, ждали учителя, но, так и не дождавшись, пошли обратно домой. Приехав в деревню, я вошла в пустую школу, где не было ни детей, ни книг, ни даже мела. Но была чистая, уютная, светлая школа с большими окнами и белыми стенами. Родители сами своими силами отремонтировали, покрасили, побелили старое здание школы. Надеялись, что всё – таки придёт их долгожданный учитель, и дети их не будут ходить пешком за 4 км в соседнюю деревню. И вот они, мои первые ученики, мои первые ласточки, услышав весть, что в деревню приехала учительница, прибежали в школу. Взволнованные и любопытные, осторожно перешагнули за порог школы. Окружили меня, смотрят наивными детскими глазами. С этого момента начался новый поворот в моей жизни. Я стала учителем начальных классов в малокомплектной школе. Каждое утро я бежала в школу, где меня ждали мои любимые ученики. Каждый день, переступая порог школы, смотрела в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждали новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение. Каждый день мы открывали, что то новое и интересное – экскурсии в ближайший лес, пруд, концерты в клубе, новогодние утренники для всех детишек деревни. Здание школы было старое, ветхое, отопление было печное, мы мечтали о новой современной школе. И вот наша мечта сбылась, в 1994 году нам построили новую красивую школу. Это случилось благодаря всеми нами уважаемому главе администрации района Шарипову Ренату Амировичу. Радости не было предела. Вот она наша долгожданная школа, с большим пришкольным участком. У нас была просторная классная комната, маленький спортзал. Вместе с ребятами посадили фруктовый сад, выращивали овощи, осенью и весной убирали территорию школы от листвы.

Работая здесь, в малокомплектной школе, приходилось сталкиваться с различными трудностями. Здесь ты и учитель, и заведующий школой, и завхоз, и заведующий пришкольным участком.

Не могу не вспомнить с огромной благодарностью нашего учителя, районного методиста Финалию Камаловну, которая научила нас очень многому. Не секрет, многие на малокомплектную школу смотрели и смотрят как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Но сегодня я могу с уверенностью сказать, что в специфике преподавания в малокомплектной школе были определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими. Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Работая параллельно с двумя – тремя, а иногда и четырьмя классами приходилось более тщательно планировать урок, учитывая разный возраст учащихся и нужно было научить детей учиться самостоятельно. У нас уже тогда был ФГОС!

После волны оптимизаций, в 2010 году, моя трудовая деятельность продолжилась в Тюрюшевской школе. К счастью, меня окружает хороший творческий коллектив, где учителя поддерживают друг друга, в любой момент протянут руку помощи и поддержки. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться.

Меняются дети, меняются родители, меняются учителя! Сегодня благодаря заботливым родителям большинство детей имеют многое, ни в чём не нуждаются. Но по окончании школы они теряются в трудностях жизни. Поэтому очень важно дать им не только знания и умения, но и воспитать в них такие качества, которые помогли им стать успешными людьми, найти своё место, не заблудиться в этом сложном мире.

Сегодня, спустя более 28 лет от начала педагогического пути в школе, я вижу, что на этом пути к идеалу были радости и огорчения, взлёты и падения, успехи и неудачи. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными, учимся быть счастливыми, приносить радость всем кто встретится на пути. Учить других, педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель». Каким же должен быть современный учитель? Думаю, учитель 21 века, современный учитель,  никогда не довольствуется найденным, проверенным, а всю жизнь продолжает поиск нового. На мой взгляд, современный учитель – это профессионал: когда надо, - он артист, художник, ну а потребуется – писатель, певец. Но в то же время (а это важно!) он и сам всегда ученик. Все учителя, наверное, согласятся со мной, что профессия учителя интересна ещё и тем, что после проведённых уроков закрывая двери школы, твоя работа не остаётся там, в школе, она идёт с тобой домой. Уже надо готовиться к новым урокам.

Ни разу в жизни я не пожалела о том, что стала учителем. У меня есть любимая работа, семья, наконец, моя любимая деревня и дом с садом и огородом, где я провожу своё свободное время, выходные и отпуск. И мне, как учителю очень хочется, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми, и стали в жизни успешными и всё, о чём они мечтают, непременно сбылось. И я должна сделать для этого всё возможное и невозможное. Ради детей учитель работает и живёт. А ещё (и в этом я абсолютно уверена!) учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить, строить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения - разве не это главное в моей профессии?! Убеждена - все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общения и лидерства.   Какова моя цель в образовании? Самая важная цель, на мой взгляд, - это становление личности ребёнка. И этой целью руководствуюсь каждую минуту общения с учеником: помочь каждому ребёнку раскрыть все заложенные в нём задатки, пройти вместе с ним путь, на котором он себя «открывает», открывает новые знания, новые грани мира, открывает самого себя – открывает свою путеводную звезду….

Своё выступление я хочу закончить словами из песни:

  Знаешь, что где-то за горами

Есть маленькая страна.

Там дети с добрыми сердцами,

Там жизнь чудес полна,

Там ждут прекрасные открытия,

И обидам места нет,

Всех нас встречает там учитель,

Чтоб подарить свой свет.

Это большая страна

Дарит всем счастье всегда.

В этой стране никому не скучно,

Там на душе весна!


Я счастлива, что живу в этой стране уже много лет, где каждое утро со словами «здравствуйте» меня встречают улыбчивые лица моих учеников. В этой стране каждый занят чем - то очень важным. Кто то учится, а кто то учит. И завтра я опять иду в школу…