5
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»
ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ
Сижу за столом, проверяю тетрадки… Тетрадки в линеечку…
Тетрадь, еще одна тетрадь… Обычно я проверяю их дома, потому что не просто ищу ошибки, а как будто разговариваю с учениками. А любая беседа не терпит поспешности.
Люблю начинать с тетрадей восьмого класса. Какая аккуратная работа у Виктории! Я горжусь этой девочкой. Целеустремленная и увлеченная, она, конечно, радует своими успехами, но еще больше - отношением к учебе, к знаниям, к книге. Думаю, в жизни все у нее сложится замечательно. Интересно, кем она мечтает стать? Вспоминаю себя ученицей.
…На вопрос «Кем ты хочешь стать?» я всегда отвечаю: «Учителем!» Вот только определиться не могу: начальных классов или русского языка… Для меня, девочки из небогатой деревенской семьи, учителя почти небожители. Я очень люблю школу, люблю учиться и учить… Да-да, учить своих подружек-одноклассниц. Мы вместе делаем уроки, и главная в это время – я! ...
Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников. Мы вместе открываем мир, узнаем жизнь, влюбляемся в литературу, находим новых друзей. На моих глазах растут ЛЮДИ, и я расту вместе с ними. Я постоянно ищу, пробую, творю, учусь. Я стала учителем, как и мечтала в детстве, и ничуть не жалею.
А пока проверяю тетрадки… Люблю моих пятиклассников. Эти дети для меня особенные. Готовые к самовыражению и сотворчеству, заинтересованные в развитии, они побуждают меня активнее осваивать новаторские подходы, интересные методы и приёмы. Мне очень важно включить их в поисковую, научную, проектную деятельность. Стараюсь, чтобы каждый мог проявить индивидуальность, фантазию, способности и, что очень важно, поверить в свои силы. И сейчас за страницами домашних тетрадей вижу серьезный проект Ильи и Марины, оригинальное исследование Кости…
Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым, мечтает об интересной ученической жизни. Поэтому на наших уроках всегда доброжелательная творческая атмосфера, в которой легко думать и сотрудничать, открывая новое. Что бы ни было, я никогда не ставила преград между учителем и учеником, я – друг.
…Сентябрь. Прошла первая неделя знакомства с пятым классом. С моим первым классом. Ребята уже освоились. И я успела уже в них влюбиться.
Листаю, листаю тетради… То радуюсь замечательно сделанной работе, то огорчаюсь большому количеству ошибок. Не могу быть равнодушной! В нашем учительском деле, по-моему, не должно быть педагогов-машин. Все чаще говорят о том, что компьютеры заменят учителей… А как же живое человеческое общение?! А как же эмоции?!
…У меня дрожит голос (не могу сдержаться!) – читаю текст о маме. Вижу, что несколько человек смахивают слезу. Я закончила читать. В классе – тишина…
Как ценны для меня эти детские слезы на уроках! И не только слезы – любое проявление чувств! По ним можно лучше понять эмоциональное состояние учеников, их отношение к миру и людям. В юности я увлекалась чтением психологической литературы и поняла, насколько важен для учителя этот тонкий процесс – воспитание чувств.
«…Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - писал А. де Сент-Экзюпери. Вот и стараюсь на уроках раскрыть сердца своих детей. Считаю, что любой урок должен быть эмоциональным. Только тогда ученики захотят и чувствовать, и думать. И захотят высказать свои мысли свободно, без страха.
Листаю страницы детских сочинений. Вот списанная работа, вот еще одна… И как только ухитряются, ведь предлагаю всегда нестандартные темы, жду оригинальных размышлений. Кажется, все сделала, чтобы «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем», как советовал Е. Н. Ильин. Меня привлекла его система преподавания литературы как предмета, формирующего человека. Освоила новые для себя подходы и приемы.
Литература – особый учебный предмет. Преподаю ее как искусство и по законам искусства. Пользуюсь любой возможностью превратить учебный процесс в театр. Именно так подчас раскрываются глубинные, потаенные качества ребят.
…Изучаем «Муму». Вдруг Вика на весь класс: «Нет!» - и заплакала… На переменке откровения: «Собачку жалко. Ведь так нельзя…»
Многие учителя в школе считают Викторию ветреной и избалованной. А она, оказывается, нежная, чуткая… С надеждой беру ее тетрадь: обычно пишет сама и от души, пусть и с кучей ошибок. Так и есть! Читаю сочинение и слышу голос девочки. Самые ценные, по-моему, вот такие работы, в которых их, учеников, голос слышится.
Я говорю с ними обо всем: о мгновениях счастья и вечности, о добре и милосердии, о красоте и силе, о любви и верности… Мы учимся различать соблазны и жизненные ценности. И в этом диалоге я не только учитель, я - старший товарищ, мудрый, справедливый, участливый. А помогает мне литература, потому что она и есть (я согласна с Л. С. Айзерманом) «человековидение, человековедение и человекостроительство».
Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. И всегда искренна. Мои ученики знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Не боюсь признаться, что порой сама не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором. Вместе учимся, узнаем, оцениваем, выбираем…
… Опять на уроке сделали открытие: Гоголь не устарел! Герои его живут рядом с нами. Удивлены, что узнали в них своих современников. Появляется новый повод поговорить. И нет в классе не заинтересованных в этом разговоре!..
Казалось бы, не раз перечитаны произведения, обсуждены проблемы, охарактеризованы герои… Но и сама не перестаю находить новое и удивляться! Конечно же, благодаря ученикам!
Сегодня мне повезло: несколько сочинений удачных. И я стала немного счастливее. А мы, учителя, обязательно должны быть счастливыми! Убеждена, что в школе должны работать только счастливые люди.
… Для счастья, по-моему, немногое нужно: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться.
Я счастливая. Я родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование в тяжелые годы перестройки, поэтому всегда поддерживали меня в желании самореализоваться. Я счастливая – я жена и мать. Рядом есть человек, который любит и ценит меня и уважает мой труд. У меня растут две красавицы дочки – Полина и Варвара, они еще маленькие, три и четыре годика, но уже сейчас я учу их видеть доброе, светлое. Смущаюсь, когда придя в магазин, Полинка незнакомой тете-продавцу с гордостью говорит: «А моя мама – учительница». В такие моменты понимаю: Я ВСЕ СДЕЛАЛА ПРАВИЛЬНО.
Наконец, у меня есть любимая работа…
Мы растим новое поколение России. От сегодняшних учеников зависит судьба нашего Отечества. И на мне лежит большая ответственность. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.
И потому не перестаю учиться. У старших педагогов-мастеров набираюсь опыта и мудрости.
… В руках диплом учителя. Робко переступаю порог родной школы: «Возьмете?»… Спасибо, милые мои учителя, что по-отечески опекали меня, что сразу приняли в качестве коллеги, а не ученицы…
Я опять проверяю тетрадки… Тетрадки в линеечку…
Но в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей. И я знаю, что смогу их зажечь.