СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я педагог"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мною написаном эссе раскрыты мотивы выбора педагогической профессии,  сформулированы мои  педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я педагог"»


Эссе

на тему:

«я – педагог»






























МБОУ Краснооктябрьская СОШ, учитель физики Копаницкая Т.Г.


Вы видели, как горит свеча? Она догорает очень быстро. И если от нее не зажечь другую свечу, то останешься в темноте. Вот так и в жизни: есть люди, которые живут только для себя, а есть другие, которые дарят свет, тепло и зажигают новые свечи.

Учитель – свеча, которая светит другим и зажигает в сердцах детей огонь желания познать мир, сделать себя и окружающих лучше.

Для меня таким человеком стал классный руководитель, учитель русского языка и литературы, Мельникова Нина Ивановна. Помню литературные вечера, разговоры о смысле жизни, о том, к чему мы стремимся, посиделки дома, в маленькой двухкомнатной квартире, где еще проживали двое детей и муж. Всегда подтянутая, аккуратно одетая, строгая и в то же время понимающая. Она никогда не унывала, радовалась нашим победам и поддерживала в неудачах. Нина Ивановна всегда руководствовалась принципом, заложенным в словах Б.Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Думаю, именно она показала мне, что учитель не только работает с детьми, но и становится частью их жизни, а значит, не должен допускать фальши в отношениях.

Разными путями приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Мой выбор профессии подтверждает закон философии, что случайность – это закономерность и необходимость. После окончания школы я могла поступить в педагогический институт, но сделала другой выбор. И тем не менее по прошествии 15 лет круг замкнулся, и я по воле судьбы попала в Краснооктябрьскую школу. Если бы мне тогда сказали, что я буду учителем физики, я бы не поверила. Но дорога судьбы привела меня сама в эту трудную и увлекательную профессию, где есть и гордость за своих детей, и огорчения, и слезы, и улыбки, и победы, и поражения. Это были годы поисков, раздумий и открытий. И вот я работаю в школе и довольна результатом моих жизненных поисков.

Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. Только по прошествии нескольких лет пришло понимание, что плакать от собственной боли не трудно, трудней плакать от боли чужой, что истинный педагог начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, а не себя. По истечении нескольких лет, пришло и осознание того, что педагогом нельзя родиться, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Еще А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании».

Общение с учителем оставляет огромный след в душе любого человека. И от того, какой учитель, зависит, какой это будет след. Один учит быть сильнее и мудрее, другой учит прощать и быть счастливым. По-моему, именно дети помогают нам самим стать и сильнее, и мудрее, и счастливее. Только с их помощью я вижу и понимаю, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют искренне, открыто.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребенку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавить в нем инициативу - такова моя цель общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, не теряя при этом к нему уважения, как к старшему и как к педагогу.

Физика – сложный предмет, требующий точного знания всех законов и формул. Однако разобраться в некоторых из них, опираясь только на учебник, очень трудно. Именно поэтому для подготовки к уроку я использую не только учебные материалы, но и дополнительные источники: мультимедийные презентации, демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы и др. Одним теоретическим материалом трудно усвоить темы по физике, и я стараюсь, чтобы учащиеся могли не только смотреть, как учитель демонстрирует опыты, но и самостоятельно выполнить, почувствовать, потрогать. Только выполнив лабораторные работы, ученики начинают действительно понимать материал.

Когда я собираюсь на урок, ставлю перед собой цель: должно быть понятно и увлекательно. Естественно, путь познания труден и тернист. Нужно прилагать немалые усилия, чтобы добиться определенных успехов, поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения учащихся в творческий поиск решения поставленных задач.

Чтобы сделать образовательный процесс более эффективным, я должна использовать все формы учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, работу в группах. Я считаю, важно не только учить предмету, но и формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. Как гласит китайская пословица: «Расскажи мне - я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Также в своей работе отдаю приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развития у учащихся умений проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. Представлять результаты наблюдения с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

Я совершенно уверена, что все дети являются талантливыми, одаренными. Нередко это скрыто от окружающих. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и познавательными, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Я счастлива, когда вижу эти горящие, понимающие глаза учеников на уроке. Когда, заходя в класс, я вижу искорку интереса в глазах ребят, то понимаю: основная моя задача – не дать ей потухнуть, а помочь разгореться. И если искорка интереса постепенно становится яркой звездочкой, значит, те формы работы, которые я использую, являются свежим ветром, собирающим эти звездочки на небосводе урока и в будущем, надеюсь, в жизни.

Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У такого педагога ученики на уроке испытывают состояние счастья: они творят, действуют, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Поэтому педагоги несут большую ответственность: выпустить из школы  сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой.

Для меня быть учителем — это значит достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для ребенка и что я могу дать этому ученику.

Быть учителем — это быть с детьми такой, какая я есть, и в душе оставаться немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся и ищущим.

Учить и учиться все время, решать, создавать и творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока он сам учится.

Идут дни, месяцы, годы. Каждое первое сентября передо мной новые ученики. Действительно новые или просто повзрослевшие всего на три месяца? Мне кажется, вся моя жизнь измеряется учебными годами и школьными звонками. Мои выпускники – моя гордость. Для многих из них знания по физике – путь к будущей профессии. Смотришь на счастливые лица уже студентов – душа ликует. А в классах ждут ученики.

Меняется жизнь, но остается неизменным мое педагогическое кредо – слова, сказанные когда-то Буддой: «Тысячи свечей можно зажечь от одной единственной свечи, и она не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься».