Эссе «Я – учитель».
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А.Дистерверг
Каждый человек выбирает свой жизненный путь и идет по нему всю жизнь. Счастлив тот, кто может его правильно определить и, идя по нему, не сожалеть о своём выборе.
Однозначного ответа на вопрос "Почему я учитель?" у меня нет. Счастье это мое или судьба, болезнь или любовь? Может быть, родовая память и я впитала эту профессию с молоком мамы или естественный результат того, что родилась и выросла в учительской семье? Этого я не знаю. Но точно могу сказать, что не представляю себя без класса и доски, тетрадей и учебников, без горящих жаждой познания глаз моих учеников, без их забот и радостей, без их любви и доверия, без всего того, с чем неразрывно связана моя учительская деятельность.
Мне повезло родиться в удивительной семье. Мои родители вот уже 43 года живут вместе. Им удалось пронести через всю жизнь преданность и нежность друг к другу и не растерять ни крупицы своей любви. Эта атмосфера любви, честности, дружбы, всегда царившая в нашей семье, помогает в жизни мне, сестре и брату. Гёте сказал: "Учатся у тех, кого любят". Поэтому главными моими учителями я считаю своих родителей. Мой отец, Портной Владимир Сергеевич, более 40 лет посвятил школе. Учитель математики, директор школы, "Отличник народного образования" - всё это он, настоящий профессионал, преданный своей работе и просто очень чуткий, болеющий душой за каждого, человек. В нашей семье отношение к профессии учителя всегда было особым, а День Учителя – одним из главных праздников. Учитель математики – моя старшая сестра Наталья. Помню, как меня, трёхлетнюю, старшие сестра и брат усаживали за парту и учили разным премудростям. А через некоторое время эти опыты я ставила над своими сверстниками. Это называлось - "играть в школу"…
Учёба мне всегда давалась легко, и, окончив школу, я не колебалась, в какой институт поступать.
При выборе специальности победила любовь к математике. В школе этой науке меня учил мой отец. Он открыл мне её красоту и изящество, развил мои математические способности, привил любовь к решению нестандартных задач. Только люди, плохо знающие математику, считают её скучной, неинтересной. А те, кто понимают и любят её, знают, как много в ней азарта, красоты и гармонии.
В 2001 году я поступила в Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского на физико-математический факультет. По окончании института вернулась в родное село. 8 лет проработала в МБОУ Творишинская СОШ учителем математик и вот уже 4 года работаю в своей родной Гордеевской школе.
Двенадцать лет я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем, в школе. В своей работе я встречаю радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны учительского труда, он кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А по сути своей, это радостная жизнь, так как рядом самые чистые, искренние и порядочные люди — наши дети. Это ответственность, потому что нам доверили самое дорогое — ребёнка. Я люблю детей за их яркость, эмоциональность, доброту. Ребёнок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Любить всех учеников, быть внимательным к каждому ребёнку, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Любить детей... любить — значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своими характерами, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок — личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество, согласие — триада, определяющая мой путь учителя.
Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Трудно. Ведь именно в школе каждый день не похож на предыдущий, каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, там нет времени на второстепенное и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время — величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя — это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок — впереди. И продолжать его будет сама жизнь.