Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса «Учитель года-2017»
Эссе «Я-учитель»
Работу выполнила
учитель истории и обществознания
МБОУ Алексеевская школа
Дерюжко Валентина Борисовна
2016
«Я - учитель»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь".
В. Ключевский
Учитель – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество моей работы: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия.
Каждый день, заходя в класс, учитель должен заботиться обо всём и делать это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и выражающих целую гамму чувств.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю…
Кто такой учитель в школе? Это человек, отдающий сердце детям без остатка, это вторая мама с добрыми лучистыми глазами, это человек, который знает все на свете и все будни превращает в сказку. Каждый ребёнок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я, как учитель и классный руководитель , ставлю перед собой цель- разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть и дать импульс к самосовершенствованию. При этом особое внимание обращаю на формирование доброты, милосердия, честности, порядочности, доброжелательного отношения к окружающим, любви к Родине, к родному краю. Ведь от них, наших детей, зависит, кто возглавит государство, будет стоять у истоков науки, какой будет наша жизнь. Ведь, несмотря на новые технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе жизни будет стоять человек.
Учитель - это не столько работа, сколько совместная жизнь, прожитая взрослым человеком и ребенком в школе. Учителей, классных руководителей ценят не только за строгость и требовательность, но и за тепло и ласку, заботу и внимание к ученикам.
За моими плечами большой педагогический опыт, как учителя, так и классного руководителя. Незаметно, как один день, пролетели 23 года работы моей педагогической деятельности. Было всякое: достижения и успехи, трудности и неудачи, что, наверное, присуще каждому человеку. Но никогда я не разочаровалась в том пути, на который когда-то ступила. Все мы, чьи судьбы и призвания слились воедино, работаем в школе, но, по сути дела преподаём высшую педагогику, основой , которой является - Любовь. Мне близки слова Владимира Дудинцева: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом, каким набором, приёмом воспитывать? А надо просто любить ребёнка, стремиться к нему и иметь, что ему дать».
С самого начала нашей совместной работы с ребятами, я старалась создать в классе настрой на творческую деятельность, в основе которой находилось постоянное стремление к Знаниям. Мне хочется научить ребят слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от твоего собственного, стремиться к взаимопониманию – ведь это одна из характеристик заветного слова: «счастье – это когда тебя понимают». Мои уроки, классные часы учат ребят умению вступать в диалог, участвовать в дискуссии, быть толерантными.
Важным аспектом в работе учителя считаю формирование у ребят чуткого отношения к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека.
Я работаю в Алексеевской школе с 1993 г года. Главной моей задачей как учителя и классного руководителя является создание классного коллектива, который имеет свое общественное лицо и отличается доброжелательным микроклиматом.
Понять, изучить детей, проникнуть в их внутренний мир помогают мне не только уроки , но и внеклассные мероприятия. На мой взгляд, сегодняшнее время требует людей ярких, мыслящих, умеющих принимать правильные решения, отвечающих за свои поступки, выстраивающих личные жизненные удачи , что является необходимым условием успешности. Я считаю, что в нашей школе есть условия для реализации творческого потенциала личности.
У Сократа как-то спросили, откуда он родом? Он не ответил: «Из Афин», а сказал: «Из Вселенной». Этот мудрец, мысль которого отличалась широтой и богатством, смотрел на Вселенную, как на свой родной город, отдавая свои знания, себя самого, свою любовь всему человечеству – ни так, как мы, замечающие лишь то, что у нас под ногами. Человек, которого должны воспитать семья и школа, должен действительно быть «по росту XXI века» - личностью, гражданином, человеком, семьянином, жителем планеты Земля.
И одна из самых важных моих ролей в «пространстве детства» - роль посредника между детьми и таким непростым современным многообразным миром. Вписаться в «пространство детства» - эта трудная задача для каждого учителя, потому что она предполагает отказ от авторитарных методов. Нужно уметь вести диалог с детьми, каждый из которых так неповторим.
Цель моей педагогической концепции – формирование целостного и всесторонне развитого человека, функционально грамотную личность. Взаимоотношения со своими детьми строю на основе сотрудничества и сотворчества:
· все дети – способные (хотя это не значит, что учитель может научить всех одинаково);
· учитель равен ученику, они различаются только уровнем знаний и умений;
· в центре учебного процесса находится ученик, а не программа и учебник;
· всегда следует помнить, что личностный рост ребенка происходит лишь в безопасности, поддерживающем окружении, где отношения учителя и ученика являются подлинно честными и открытыми.
Это помогает решить мне основные задачи моей педагогической деятельности:
· содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
· вызвать у ребенка интерес к знаниями, научить его иметь собственное мнение;
· воспитывать у детей любознательность, честность, личную инициативу;
· воспитывать милосердие и доброжелательность к родным и близким, товарищам, старшим, любовь к своей Отчизне;
· добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
· прививать любовь к спорту, пропагандировать здоровый образ жизни.
В своей педагогической деятельности использую игровые технологии обучения, коллективные и групповые способы обучения. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, создают обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, а самое главное приносят учащимся радость.
Вот я и стараюсь, каждый день, заглядывая в ребячьи глаза, быть тем тайным земным волшебником, прикрепляющим к дереву жизни листочек надежды на светлое, яркое, перспективное будущее.
У меня есть много выпускников, которые добились успехов и стали самодостаточными людьми: Сергей - востребованный адвокат, Анатолий – помощник прокурора; Артём и Денис – инженеры-строители; Елизавета, Эльмира, Ксения – медицинские работники; Наталья, Илона, Владислав, Юлия, Мавиле, Джемиле – педагогические работники. Можно продолжать ещё и ещё…Неважно, какую профессию выбрали мои дети, важно то, что они стали достойными людьми. Они помнят меня, мой вклад в их становление и говорят мне слова благодарности. Это самая высокая награда для меня!
Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.