Я — учитель
Размышляя над вопросами: «Каким сегодня должен быть учитель?», «Соответствую ли я понятию «современный учитель?», «Какой я учитель?», - вспомнила слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Если бы я, вчерашняя студентка, много лет назад прочла эти строки, то была бы очень удивлена. Как? Я для того и училась столько лет, чтобы именно «учить» детей. Но сегодня, с высоты прожитых лет, я понимаю, что это лишь малая часть педагогической деятельности учителя и далеко не единственная.
Я помню себя первоклассницей, собирающейся на свой первый в жизни урок: как я волновалась, как любовалась своей новенькой формой с кружевным гипюровым фартуком, как без конца доставала из портфеля и перекладывала школьные принадлежности. Мне кажется, я даже помню запах этого нового портфеля. И я помню это невероятное желание учиться, узнавать новое, непознанное. Эти ожидания стали реальностью благодаря моей первой учительнице, которая стала для меня идеалом во всём. И, конечно же, сразу захотелось подражать ей и так же, как она, стать учителем. И непременно учителем начальных классов, чтобы первой встречать малышей, жаждущих познать весь мир — и сразу.
Мне сегодня дорога эта память о моей первой учительнице. Дорога тем, что она открыла для меня мир познания, научила любить жизнь и верить людям, подарила мне те ценности, без которых нет Человека. Она в каждом из нас, своих маленьких учениках, видела личность, старалась разглядеть лучшее, что есть в нас, и развить наши способности. Мы ей верили и доверяли. Она стала для нас не просто учителем, она стала нашим другом. Сегодня мы бы сказали о личностно-ориентированном подходе к детям. И я в своей работе стремлюсь к тому же.
Французский писатель 19 века Эрнст Легуве сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». По-моему, эти слова актуальны и сегодня. Учитель должен научить ребёнка учиться.
Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должен заложить учитель. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы у ребёнка возникла потребность и возможность добывать знания. Этому я и стараюсь научить своих учеников.
В своей работе я стремлюсь демонстрировать ученику положительные изменения в нём относительно его самого. Для этого я использую ситуацию успеха, «ловлю ребёнка на хорошем». Он должен понимать, что у него всё получается, благодаря приложенным усилиям, радоваться этому успеху и двигаться дальше.
Оптимизм, одухотворённость — необходимые ценностные качества современного учителя. Он должен верить в себя, в своих учеников, их успешность, поддерживать во всех сложных и противоречивых ситуациях. Тогда и ученики обретут веру в себя. Каждый ребёнок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нём веру в успех, огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски терпят крах.
Учитель невозможен без творчества. Хороший учитель - это творчески работающий учитель, постоянно ищущий и придумывающий новые, интересные формы работы. Настоящему учителю важно быть способным к импровизации, то есть уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и является умение и желание учиться.
Это постоянное стремление к совершенству отличает настоящего учителя. Он идёт на урок, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие формы и методы, спорить, ошибаться, совершать открытия. Урок должен стать общением, а не просто работой, искусством, а не только учебным занятием, жизнью, а не часами в расписании.
Труд учителя — это мозаика, состоящая из множества разноцветных стёклышек. И чем ярче и красивее она будет, зависит от самого учителя.
Учитель по природе своей профессии — созидатель. Созидатель с большой буквы, потому что он творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит — во многом зависит от нас, учителей.