Алимова Лариса Гумаровна учитель русского языка и литературы
«…в педагогической деятельности главное не талант,
а мастерство, основанное на умении, на квалификации,
на постоянном самосовершенствовании».
А.С. Макаренко
Я в Учителя пошла
В мире существуют более четырех тысяч различных профессий. Но после окончания школы, я знала, что буду учителем. Только встал вопрос выбора факультета. Но тут вверх взяли Пушкин, Блок и Маяковский, красота и лиричность русского языка. Я стала учиться на филологическом факультете. За пять лет учебы я не раз не пожалела, что поступила сюда. Я твердо знала, что буду Учителем.
Год назад я приехала работать в незнакомое мне село с красивым названием Алымка. И вот я в школе! Мой первый урок, и улыбающиеся лица детей.… Это никогда не забудется! Каждый день слышу приветливые голоса детей, вижу их распахнутые удивленные глаза.… И так хочется дарить им что-то новое, интересное. Если бы не эти дети такие добрые, наивные, я бы уехала обратно. Не зря говорят, что школа – это второй дом, в котором ребенок проводит половину своего детства. А детство – это старт во взрослую жизнь.
Поначалу было очень сложно, и иногда опускались руки. Передо мной встали явные минусы данной профессии – мало свободного времени, много бумажной работы, небольшая зарплата. Но при помощи поддержки дружного педагогического коллектива я поняла, что всё это минусы первого года работы, и с каждым днём меня всё больше охватывает влюблённость в школу, в детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьёзных и озорных, но тем и интересных. Постоянно работая с детьми, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает, а их непосредственный взгляд на жизнь, их мироощущение, миропонимание раскрывает всё новые и новые грани жизни.
Как сказал Антон Павлович Чехов: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело», в ходе своей работы я поняла, что это так. Но учитель еще должен быть и мамой, и психологом и много еще кем. Учитель – сложная и ответственная профессия, это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ребенок, словно губка, впитывает все, что в него вкладывают. Ребенок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на ее страницах. Поэтому я стараюсь научить их всему прекрасному, через творчество классиков, доверие и любовь к близким. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. Вложит в них только все самое хорошее, что есть в мире. И какое же счастье получать на праздники открытки и не находить в них ни единой орфографической и пунктуационной ошибки. Все не зря. И сомнения, и тревоги, и радости, и переживания…
Уже пошел второй год моей работы в школе. Вместе с желанием работать, растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю – делаю неслучайно и не зря. За этот год работы в школе я добилась некоторых успехов, которые подстегивают меня идти дальше, не останавливаться на достигнутом. А главное, что добиться чего-то в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы. Поэтому, когда мои ученики становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к моему предмету и хотят как можно больше узнать, прийти на дополнительное занятие, я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой. Горжусь тем, что ношу это почетное звание – учитель. И сразу же вспоминается слова английской писательницы Шарлотты Бронте: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика»
Учитель должен сегодня не только учить, но и учиться, в том числе и у своих учеников. Я не стараюсь жить отдельно от них, я живу вместе с ними. Мои уроки – это уроки совместного творчества. Каждый урок – это не только расширение кругозора обучающихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Современному человеку не достаточно быть только эрудитом, он должен уметь использовать свои знания для решения новых проблем.
Постоянно слежу за тенденциями в развитии филологии. Большое внимание уделяю изучению и внедрению в практическую деятельность современных педагогических технологий, что помогает интенсифицировать учебный процесс, обеспечить современное качество образования учащихся. Преподаю с увлечением, испытываю потребность в педагогической деятельности, большое внимание уделяю развитию у учащихся логического мышления, интереса к предмету, осуществляю индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения.
Вижу успех работы в прочности связи, сотрудничестве: учитель-ученик. Детям комфортно и интересно общаться лишь с тем учителем, который создает благоприятные условия для самореализации их личности, способной к творчеству и развитию. Интерактивные методики и технологии позволяют включить всех учащихся в урок, сохранить их устойчивое внимание в течение всего урока, создать творческую атмосферу, они с увлечением, активно, осознанно, качественно без особых усилий овладевают большим объемом учебного материала. Наряду с обучающими ставлю и развивающие задачи, создаю в классе обстановку доверия, творчества, психологической безопасности. Тестовый контроль на разных этапах урока, диагностика и мониторинг результатов способствует своевременной координации образовательного процесса, методов и приемов с целью достижения положительной динамики в обучении, позволяет прогнозировать результаты обучения и воспитания. Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. Как личность, пытаюсь быть интересной, принципиальной, деловитой, творческой. Как учитель и классный руководитель уделяю большое внимание патриотическому воспитанию учащихся на основе исторической преемственности поколений, сохранения и распространения духовной культуры народов России культуры Уватского района.
Размышляя о своей профессии, пожалуй, соглашусь со словами двадцать восьмой президент США Вудро Вильсон: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» А у меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. А в руках у меня – мел, учебник и связка ключей и большое желание учить и учиться.
Я прикасаюсь к будущему. Я учу.
Криста Маколифф