СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭССЕ. Итоговое сочинение (изложение) - как условие допуска к ГИА для учащихся XI классов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Президент РФ В.В.Путин считает вопрос возвращения сочинения по литературе "Чрезвычайно важным".

Просмотр содержимого документа
«ЭССЕ. Итоговое сочинение (изложение) - как условие допуска к ГИА для учащихся XI классов.»

ЭССЕ. Итоговое сочинение (изложение) - как условие допуска к ГИА для учащихся XI классов.

Президент России Владимир Путин считает вопрос возвращения сочинения по литературе в качестве обязательного выпускного экзамена «чрезвычайно важным». Соответствующее указание премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина по реализации декабрьского Послания главы государства Федеральному Собранию дал главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову. И вот 5 августа 2014 г. вышел приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации…», в котором отмечается: к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение)

9.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI классов в декабре последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (…).

Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) доставляются Рособрнадзором в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации… в день проведения итогового сочинения (изложения). (…)Хранение комплекта тем итогового сочинения (текстов изложений) осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность.

Вскрытие комплекта тем итогового сочинения (текстов изложений) до начала проведения итогового сочинения (изложения) не допускается. Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет". В случае если обучающийся получил за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат ("незачет"), он допускается повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (в феврале и апреле – мае текущего года)».

Таким образом, с 2014/2015 учебного года выпускникам школ придется писать итоговое сочинение. Его результаты при поступлении в университеты и институты будут учитываться так же, как и результаты единого госэкзамена. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию.

  1. Сколько времени предоставляется школьнику для написания итогового сочинения?

Для написания итогового сочинения школьнику будет предоставлено 3 часа 55 минут.

  1. Какое количество слов рекомендуется для объема сочинения?

Объем сочинения не должен быть меньше 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные). Верхний предел не ограничен, но рекомендуемое количество слов – 350.

  1. Какие критерии считаются основными при оценивании сочинения?

Работа должна быть оригинальной, то есть не скопированной из какого-либо источника. Проверять работы будут школьные учителя: оценка – зачёт / незачёт. Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями). Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной.

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3 – № 5). Таким образом, чтобы успешно сдать сочинение, необходимо получить положительный результат не менее чем по трем критериям.

  1. По скольким критериям необходимо получить положительный результат для успешной сдачи сочинения?

Критерий № 1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 4 «Качество речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность». Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

6.     Какое письмо Рособрнадзора регламентирует организацию и проведение итогового сочинения (изложения)?

1 октября 2014 г. Рособрнадзором в Российские регионы было направлено письмо «О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)». Оно очень подробное, состоит из 9 разделов, каждый из которых распадается на соответствующие подпункты. Нет необходимости излагать все содержание письма, но некоторые важные моменты, касающиеся непосредственно учителей, воспроизведем.

Так, например, пункт 3.10 гласит: «Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек».

3.7. Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях.

В письме оговаривается, что независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений. Они могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ выпускников. Нужно иметь в виду, что в качестве независимых экспертов не могут выступать близкие родственники участников итогового сочинения и т.д.,6-й раздел, раскрывает сам ход и ведение сочинения.