ХII областной конкурс «Учитель года»
В.К.Митрофанов, учитель истории БОУ «Новокемская ош»
Вашкинский район
Эссе «Я – учитель»
В народе говорят, что человек сам выбирает профессию. Как одежду в магазине. Иногда быстро и сразу, иной раз долго и мучительно. Кому - то профессия нравится, а иной мучается всю жизнь, боясь сменить выбранное на что-то другое. Но вглядываясь в своё прошлое, я начинаю понимать, что и профессия не остаётся безучастной к людям и влияет на выбор человека. Это называется призванием!
Каждый человек рождается с набором неповторимых качеств и предпочтений. Только открытие и понимание самого себя происходит мучительно и долго. Да что греха таить, каждый из нас всю жизнь ищет в себе что – то новое, но только зоркий к своему внутреннему миру, терпеливый в этом поиске и смелый в проявлении своих задатков становится счастливым человеком, выбирая профессию не наугад, а на всю жизнь. Ища в своей профессии не только материальный достаток, а источники духовного роста, раскрывая без страха окружающим людям свои способности, сохраняя до последнего вздоха желание творить и быть нужным обществу. Так и я, как и все, пройдя трудными ступеньками судьбы, выбирал свою профессию, сменив несколько из них. Иногда очень близко подойдя к выбору педагогической деятельности, я много раз отходил в сторону в сомнениях: «А мой ли это путь?». Мне повезло, я родился под счастливой звездой, и учительская профессия стала моим призванием!
Но кто призвал меня к учительскому столу, кто упорно днём и ночью шептал мне в сердце эти призывы, убеждая в необходимости стать учителем?
Первый опыт человек получает в детстве, там корни всех будущих побед и поражений. Детство не знает границ познания, ребёнок тянет свои руки и душу ко всему, что его заинтересует. Но самое важное – он тянется к тем людям, кто заинтересуется его личностью. Каждый из нас не раз вспоминал, что люди, которые встречались нам в детстве, были разными, одни из них проходили мимо, не замечая наших способностей и интересов. Другие, даже не являясь учителями, могли понять нас и разделить наши переживания. Но кто организовал нам эти встречи, почему нам попадались люди, которые сумели разжечь в наших душах огоньки любопытства к тайнам мира и человеческих отношений? Это были учителя моей школы, вложившие в меня багаж необходимых знаний, научившие мыслить и творить. Это были книги, созданные великими педагогами, раскрывшими без утайки свой педагогический опыт. Это была сама жизнь – научившая видеть и различать добро и зло, сопереживать страдающим, помогать слабым, передавать опыт молодым. Сменив ряд профессий – от самых простых до более сложных, я всё-таки оказался там, где и хотел работать, – в школе!
В современном обществе множество профессий. Но есть профессия, которая с древности являлась самой важной и даже священной. Это профессия учителя. Так в Древней Индии каста брахманов считалась самой высшей, только они могли передавать духовный опыт другим людям. А в Древнем Египте и само письмо являлось священным. Сотни иероглифов были созданы для общения с богами. Да и в христианстве Иисуса Христа принято почитать как Учителя, воспитавшего своих учеников – апостолов. Учитель тогда стоял на самой высокой ступеньке социальной лестницы. С развитием цивилизации поменялась многое, умение писать и читать стало обычным делом. Неграмотность населения ушла в прошлое. Учителя обучают детей из разных социальных групп, давая возможность любому человеку почерпнуть знания об этом мире, продолжить своё образование в будущем, занять достойное место в обществе. Не случайно сегодня одним из самых надёжных социальных лифтов является образование. А что учитель? Как быть ему, скинувшему одеяния святости и сошедшему с пьедестала в этом сложный мир человеческих взаимоотношений?
Сейчас, когда посторонние люди переступают порог школы, они с первых минут начинают ощущать, что попали на другую планету. Школа - это особый мир, имеющий свои законы и атмосферу. У каждой школы она неповторимая. Так и я, ступив на порог своей школы, вмиг оказался в несущемся водовороте событий, страстей, переживаний. Мой класс, наполненный учениками, встретил меня как бескрайнее море. Я вначале услышал не человеческий разговор учеников, а шумящее море, от этого мне показалось, что я стою на палубе несущегося стремглав корабля. И я как капитан, который никогда ещё не был в море, ищу спасения! Руль вправо, руль влево – пытаюсь сам говорить, настроить моих учеников на урок, но море бушует сильнее. Спасает меня от катастрофы только долгожданный звонок! После шести таких «морских» приключений возвращаюсь домой в понимании того, что мои уроки – полный крах! Как слепой человек ищет очки, как больной человек ищет спасительное лекарство, так и я стал искать рецепт успеха!
Целый вечер «беседую» с А.С. Макаренко, внимаю его советам коллективизма, в конце ночи ободряюсь, дочитывая «Педагогическую поэму». Иду в школу, опять попадаю в чудовищный шторм, но в конце дня – затишье. Наконец - то удаётся навести «морской» порядок, мой класс – мой корабль впервые пошёл по курсу. Каждый вечер анализирую свои ошибки, веду дневник, стараюсь не унывать, призывая на помощь мох коллег – С.Т.Шацкого, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. В коротком и неспокойном сне по – братски хлопают меня по плечу Л.А.Сенека и И.Г.Песталоцци: «Не робей!». Сколько у них дельных советов! Пытаюсь воплотить всё и сразу, к концу первой четверти «иду ко дну», страшась завтрашнего дня, не хочу идти в школу! Сомнения как волки терзают мою душу: « И кто мне сказал, что я должен быть учителем? И зачем мне это нужно? Неужели я в другом месте на хлеб не заработаю?» Но что-то живёт в моём сердце, какой - то уголёк надежды жжёт и не даёт отступить и сдаться обстоятельствам. Уверенность к педагогу приходит не сразу, она гостья строгая, она приветствует опыт! Но опыт всегда педагогу даётся трудно. Как жаль, что его нельзя получить вместе с дипломом после окончания университета! На ум приходят верные слова А.С.Пушкина: «И опыт – сын ошибок трудных…» Через годы и я узнал рецепт успеха учительской профессии, он прост, но и труден одновременно: «Люби свою работу и своих учеников!»
Я пришёл в школу в то время, когда с усердием доламывали её советскую модель. Выбрасывали на свалку истории из школы всё в прямом и переносном смысле. Как жаль, что из того советского времени в нашем школьном музее удалось сохранить немногое. Страшно то, что и духовные ценности эпохи социализма и даже самое святое – наши герои - тоже стали не нужны. На центральном телевидении уже выхолащивали подвиги З.Космодемьянской и А.Матросова.
Я, являясь учителем истории, с этим не согласился. Герои нужны в любое время и любому государству! В то время в нашей области уже работали люди, считавшие патриотическое воспитание самым главным для подрастающего поколения. Объединившись, они стали организовывать на областном уровне краеведческие научные конференции. Такими маяками воспитания любви к своей малой родине стали областные краеведческие конференции «Мир через культуру» и «Первые шаги в науку». Кроме этого, лучшие работы школьников стали публиковаться в областном официальном сборнике «Известия Вологодского общества изучения Северного края», ответственным редактором которого стал декан исторического факультета Вологодского педагогического института и мой преподаватель Отечественной истории Саблин В.А. Силами педагогов Вологодской станции юных туристов были организованы летние и зимние археологические экспедиции школьников из районов нашей области.
Случайно узнав об этих начинаниях, я решил и моих воспитанников привлечь к краеведческой работе. От истории родного очага – к всемирной истории! Такая идея зародилась у меня сразу, она и стала определяющей в моей работе. Создание и развитие школьного музея, наполнение его не только экспонатами, а научными исследованиями детей – вот лишь небольшой набор в краеведческой работе. Вначале мои шаги были робкими, не зная с чего начать и не видя перспектив в работе, я решил со школьниками просто описать те находки, которые были выставлены для общего обозрения в нашем школьном музее. С результатами своих исследований мы поехали вначале на районный конкурс, а затем и областные. Каждое лето со школьниками мы отправлялись в археологическую экспедицию в составе отряда «Ловитва». Мы работали на раскопках различных археологических памятников. Дети сами становились очевидцами исторических событий, за несколько дней совершив путешествие из наших дней в древность. История нашего края была у них буквально на ладонях, они целый день совочками, а иногда и лопатами доставали из небытия целые исторические эпохи, находя древнюю керамику, орудия труда. Теперь ребёнок мог сопоставить свою жизнь с жизнью своих предков, сделать научные открытия, проявить свою активность в работе. Так шаг за шагом вырабатывалась и моя методика по привлечению детей к научному изучению родного края. Кроме участия в археологических экспедициях на областном уровне, мы в летний период отправлялись в походы по родному краю с целью изучения археологических памятников. По заданию вологодских археологов мы обследовали ранее известные памятники, а также собирали материал по ранее неизвестным стоянкам древнего человека. Только с археологического памятника Устье - Шалы мы передали археологам полторы тысячи разнообразных находок каменного века. Некоторые находки с этого памятника стали предметами наших научных исследований.
Школьный музей даёт возможность и на уроках использовать его потенциал, теперь экспонаты, которые раньше молчали, могли рассказать не только о себе, но и об исторической эпохе, людях, которые жили в то время. В ходе многолетней и кропотливой краеведческой работы удалось написать историю родного края, показать его неповторимость и уникальность. Именно в Белозерье зарождалась наша государственность, эта земля полна преданий и легенд, ярких примеров героизма и служения родине. В результате целенаправленной поисковой работы с обучающимся удалось не просто восстановить списки земляков – участников Великой Отечественной войны, а увековечить их память изданием «Книги памяти». Так шаг за шагом, от просто к сложному, от сомнений до открытий - краеведение стало краеугольным камнем моей педагогической методики. Что интересно, исследовательская работа с детьми, являясь вначале необязательным элементом в моей работе, теперь стала основным, открывающей двери к новым открытиям и победам.
Сегодня вектор нашего образования кардинально поменялся. Курс, взятый правительством на переход к постиндустриальному обществу, заставил и школу перестроиться и измениться. Высокой ступенькой для учителей, особо сельских, стал ЕГЭ. Не имея достаточного методического обеспечения, страдая от недостатка информации, под постоянным огнём всевозможных изменений со стороны Министерства образования, учителям и ученикам удалось успешно преодолеть это испытание и научиться справляться с государственными экзаменами. Это для наших школ было чудом! Переход к новой итоговой аттестации показал одно – педагоги способны на многое! Но педагоги, наблюдая за сломом советской школы, не согласные с полной реконструкцией итоговой аттестации, предупреждали Министерство образования о перекосах, приносящих вред нашему образованию. Сегодня эти предложения педагогов Министерством образования услышаны, система ЕГЭ модернизируется с целью изменения качества современного образования. Важным шагом по реформированию современного образования в нашей стране является введение ФГОС. Новые Федеральные стандарты вначале напугали педагогов. Но разобрав стандарты «по косточкам», учителя сделали открытие: «Многие из передовых учителей давно уже перестроили свою работу, ещё до введения ФГОС!» Главным изменением являлся новый взгляд на роль учителя и ученика в современной школе. Нет, школа не парикмахерская! Она не просто оказывает услуги, она зажигает сердца учеников! В ней учитель занимается всеобъемлющим творчеством. Учитель не просто передаёт свои знания, а участвует в организации целенаправленной деятельности обучающихся. Ребёнок сам добывает свои знания и видит результаты своего труда. Недаром говорят: «Новое – это хорошо забытое старое!» А.С.Макаренко, сам не раз критиковавший учителей своего времени за приверженность к «американским» методам, сам создал суперпроект! Его воспитанники изготовляли на заводе современные фотоаппараты «ФЭД», ставшие эталоном качества и возможностей воспитания и образования. И нам – современным учителям есть с кого брать пример! Реформирование нашей школы невозможно без сохранения традиций и преемственности в образовании.
Сегодня государство отстаёт от учителей в их желании изменить подходы к образованию. Излишний бюрократизм, формализм и недоверие к учителям убивают желание творить.
Современное общество нуждается в современных учителях! Главное, чтобы учитель не стоял в стороне от преобразований, от его позиции, активности и эрудированности зависит переход к Новой школе. Но и школы должны быть изменены, наполнение их современными средствами обучения должно быть не головной болью отдельной школы, а всей страны! Постиндустриальное общество может быть построено только с помощью постиндустриальных информационных технологий, что-то изобретать «на коленке» в школе не получится. Ко всему прочему, дети давно обогнали учителей в желании и стремлении пользоваться новыми техническими достижениями. Наше будущее за нашими детьми!
Подпись___________________расшифровка подписи (Митрофанов В.К.)
1