СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных проблем  современного образования является выбор  наиболее эффективных путей воспитания и развития творческой, инициативной личности, которая способна к реализации исследовательской активности в различных видах деятельности. Первоначальные основы такой личности закладываются непременно в дошкольном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»»

Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»


Одной из актуальных проблем современного образования является выбор наиболее эффективных путей воспитания и развития творческой, инициативной личности, которая способна к реализации исследовательской активности в различных видах деятельности. Первоначальные основы такой личности закладываются непременно в дошкольном возрасте. По мнению авторитетных исследователей, в период дошкольного детства создаются важнейшие предпосылки для развития исследовательской активности ребенка (А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова, А. Г. Гогоберидзе, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин и др.).

Активность является ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности, которая проявляется в инициативном, творческом и самостоятельном отношении к действительности, другим людям и самому себе (В. А. Якунин, В. Г.Маралов, А. М. Матюшкин). Реализация активности личности происходит в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе наиболее оптимальных путей достижения назначенной цели, получении адекватных результатов.

Основой продуктивных форм активности служит поисковая познавательная активность ребенка, которая направленная на обнаружение неизвестного, его открытие и завершаемая решением проблемы, которая субъективно сформировалась в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Т. И. Шумакова, Н. Г. Морозова).

Одним из первых проявлений активности ребенка является его целенаправленное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность ребенка выступает как неотъемлемая часть поведения и как условие непрерывного развития в изменяющихся условиях современного мира (С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг).

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка первоначально происходило как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как ключевое выражение его креативности, которое проявляется в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). Анализируя современные подходы педагогов и психологов, исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения важной для него проблемы при непосредственной помощи определенной системы средств, методов и приемов.

Исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.): умения исследовательского поиска, умения наглядной фиксации хода и результатов исследования, умения использования специального оборудования и инструментов в исследовании, умения совместного исследовательского поиска.

Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, непосредственно связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, который связан с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, который отражающий опыт практического использования детьми исследовательских умений для решения проблемы в процессе исследования.

Дети могут исследовать абсолютно всё то, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении. Объекты исследования детей чрезвычайно разнообразны: объекты неживой природы (камни, куски льда, ручейки и пр. Объекты неживой природы ребенок может исследовать любыми приемлемыми для него способами, в том числе преобразуя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д.); объекты живой природы (среди объектов живой природы, зачастую дети проявляют наибольший интерес к животным, уделяя особое внимание психике и их поведению); люди (детьми могут быть использованы различные стратегии социального исследования, для чтобы понять и овладеть нормами и правилами человеческого поведения, а также возможными условиями их нарушения); искусственные объекты (при исследовании искусственных объектов особо важным аспектом для ребенка является их место в жизнедеятельности человека: их предназначение, функционирование и т.д.).

В заключении, хочется сделать вывод о том, что готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире посредством реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это важнейшее качество ребенка, которое отражает уровень его познавательного, личностного и социального развития и от нашего понимания феномена исследовательской активности ребенка, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и перспектива их развития в условиях новизны.